Лия Безуцкая
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мастера каслинского литья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мастера каслинского литья»
Цель: Знакомство детей с малой Родиной – Уралом. С изделиями каслинского литья.
Задачи:
-Формировать познавательный интерес, любознательность, посредством приобщения детей к духовно – художественным ценностям, созданным народом.
-Последовательно рассматривать и выявлять свойства изделия, сделанного из чугуна: твердое, черное по цвету, не бьется. Закреплять знания детей об изделиях,
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Мастера каслинского литья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
-Обогащать словарный запас детей образными выражениями, эпитетами.
-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук в процессе выполнения поделок.
Воспитывать интерес, любовь к родному краю.
Словарь: Урал, Каслинское литье.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением города Касли, рассматривание статуэток Каслинского литья.
Материалы: «Волшебная книга», выставка Каслинского литья пластилин черного цвета, белый картон, дощечки для лепки, салфетки, .
Ход занятия:
Звучит сказочная мелодия Сказочница:
Спешу приветствовать вас я,
Мои веселые друзья!
Мы собрались сегодня с вами, Чтоб стать большими мастерами Все это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти? (Дети отвечают «да») Сказочница:
. : Вижу я вопрос в глазах, Что за книжица в руках? Это книжка золотая. Живет там сказка не простая. И, сегодня я хочу прочитать вам интересную сказку из нашей «Волшебной книги». Рассаживайтесь по-удобнее.
- «Давным–давно жил на свете великан, который носил пояс с глубокими карманами. В этих карманах великан прятал все свое богатство. Пояс был огромный, такой огромный, что однажды, когда великан расстегнул его, пояс лег через всю землю: от холодных северных морей, до, теплых южных! Так образовался Уральский хребет с его несметными богатствами: лесами, озерами, животными, полезными ископаемыми». -Дети, эту сказку я вам прочитала не случайно. -Скажите, как называется край, в котором мы живем? Д. : Урал. Сказ. : А назвали его Урал, потому что по-башкирски, Урал – это пояс. Посмотрите, какой большой Уральский горный хребет, как будто огромный пояс опоясал весь край Сказ :Скажите, любите ли вы свой край?
Сказ А за что? Д. : - За голубые озера, реки, в них можно купаться летом. - За то, что в лесах много грибов, цветов и ягод. - За то, что мы родились и живем здесь со своими родителями, бабушками и дедушками. - За то, что у нас здесь много друзей.
Степа. : «Ах, как прекрасен ты Урал В короне грозных серых скал, Как хороши леса и горы, И их воздушные узоры. Там, где спустились небеса На эти горы и леса!»
Сказ::Да, красив наш Урал, богата его природа, но главное богатство – трудолюбивые, добрые, умные, честные люди, которые дружно живут и работают на Урале. Во все времена почетом и уважением пользовались умельцы, мастера, люди труда. А сейчас поглядим, как дружно живут люди на Урале. Вставайте в хоровод.
Хоровод «Уральский» (физкультминутка): На лугу, у ворот, где рябина растет, Мы в тенечке, холодочке завели хоровод. Про Урал мы споем, в гости вас позовем, Голубику, ежевику собирать в лес пойдем. Неспроста говорят, что Урал наш богат, Изумруды и алмазы ярче солнца горят. Не забудет, не забудет голубой наш Урал! Сказ. : Вот какие мы с вами дружные! Сказ С такими дружными и в дальний путь не страшно отправиться. Я вас приглашаю отправиться в путешествие по Уралу. А поможет нам наша волшебная книга сказок. Сказ: Мы страничку открываем, сказ с загадки начинаем:
Эля: Очень тяжелые эти фигурки: Девочки, мальчики, кони-скульптурки. Есть и подсвечники, блюда резные. Ну, догадайтесь, откуда такие? Сказ: попробуете отгадать, о каких изделиях говорится в загадке, и в каком городе на Урале их делают.? Д. : Это Каслинское литье из города Касли. Сказ: вот мы и отправляемся с вами в музей старинного города за мной повторяйте раз, два. три – сказка нас перенеси (идем под музыку)
(- экскурсовод приглашает детей в музей)
Э: Проходите. Гости дорогие, я давно уже вас жду Э: Посмотрите на скульптуры - это каслинское литье. Э Каслинское литье_ потому- что изделия делают на заводе в городе Касли : Э: Они все черного цвета, потому что чугун может ржаветь. И его защищают, покрасив краской. Но раньше цветной краски было мало, в основном была черная. А потом вошло в традицию. И все фигурки были черными. (черный, блестит, как лакированный) Э: Чугун когда его подогревают_ хорошо льется, - поэтому это изделие называется литье. Разогретый чугун разливают в формы и остужают. Затем из форм достают готовые фигурки. Изделия из чугуна очень тяжелые. Изделия используют как украшение интерьера – обстановки в зданиях. Для оградок газонов, мостов, делают двери и дверки для каминов и многое другое. Сказ: Почему эти изделия называются Каслинские? (дети) Сказ Какого они цвета? Сказ: почему называется литье? Сказ: ребята, а как называется мастер, который занимается металлом? Д: мастер по металлу. Сказ : А сами хотите быть такими мастерами? Сказ : тогда перелистываем страницу. Нас в гости пригласил чугунных дел мастер Иван, по прозванию «золотые руки», вот к нему мы и отправляемся. Повторяйте раз, два. три – сказка нас перенеси (музыка) Сказ::, Это мастерская Ивана, постучимся? И. : Здравствуйте, гости дорогие! Вы попали в мастерскую Каслинских мастеров. Посмотрите, у меня здесь чего только нет! Игрушки и зверюшки. И ВСЕ ЭТО Я СДЕЛАЛ СВОИМИ РУКАМИ. Хотите я научу вас отливать изделия из чугуна?. (дети: Да) И. (показывает процесс) беру форму для заливки и заливаю раскаленный до красного цвета чугун. Потом остужаю (стихи детей).
.
Сказ: А пока скульптурки будут остывать, для Тебя, Иван дети хотят стихи про чугун прочитать : Чугун-это черный тяжелый металл. В ловких руках он изделием стал. Здесь медвежата, ключи и подковы. Птички на ветках к полету готовы.
Но долог и труден путь превращенья, Он требует сил и уменья. Надо руду на огне растопить, Струйкой горячей по формам разлить.
После того, как разливка остынет, Мастер ее осторожненько вынет. Будет рассматривать, чистить, точить, Чтоб красоту на века получить (открыть форму и достать изделие)
И:а сейчас можно открыть форму…. И что мы видим?
Сказ: но скульптуры зверей и людей. Это не все. Каслинское литье- это черное кружево. : Парк оградили чугунной оградой, Жители города этому рады. В стройных подставках свечи горят «Очень красиво»- все говорят.
Хочется видеть литые фигуры Жителям нашей красивой столицы. Едет литье далеко за рубеж: В Индию, Польшу, Китай, Бангладеш.
Так на земле постепенно узнали Что есть мастера на далеком Урале. Славу по свету до всех донесли Люди из города с названьем Касли Дети
Сказ: Догадались, почему изделие называют черное кружево? Да, все изделия, как будто кружева из черных ниток. Полюбуйтесь и скажите, какое изделие вам больше всего нравится? (дети выбирают и называют изделия) Сказ:А почему мастера называют «мастер – золотые руки?» Верно, потому что у него получается очень красиво и качественно.
Сказ:: А вы, дети. хотите быть сами мастерами?
Сказ: тогда читаем нашу книгу дальше. Закрываем глаза и за мной повторяйте раз, два. три – сказка нас перенеси (музыка) Сказ: А вот и наша мастерская Давайте представим, что мы с вами мастера по металлу. Нам поступил заказ: сделать по эскизу ограждения нового моста через реку Шуралку., которая находится в нашем городе Кировграде. - Из чего мы бы могли это сделать?- Что мы будем делать сначала? (возьмем валики из пластилина.) А потом что будем делать? (Из валиков выкладывать на картонном силуэте узор ограды моста.) Пориступаем к работе. А наших гостей мы приглашаем почувствовать себя мастерами. Сказ: Дети, у вас получился элемент ограды, А мост длинный. Что нужно предпринять? Дети: (соединить) Дети выходят из-за столов и рассматривают свои работы. «ограды моста», кому какая работа больше всего понравилась и почему (соответствие замыслу, сложность узора, оригинальность, аккуратность, соразмерность вылепленных валиков, композиционное размещение).
В: :Вот и закончилось наше необычное путешествие, по Волшебной книге Уральских сказок. в котором мы познакомились с работами каслинских мастеров и сами многому научились. Славно мы потрудились, а за труд полагается награда.. Посмотрите-ка! Какая шкатулка замечательная украшенная каслинским литьем, А что же там? (угощенья)