Ольга Шевцова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе комбинированного вида «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Сказка»
Конспект
интегрированного занятия
в старшей группе комбинированного вида
«Путешествие
в осенний лес»
Воспитатель Шевцова О. И.
г. Рассказово
Цель: Обобщение представлений детей о поздней осени и изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные задачи:
- пополнять и активизировать словарный запас детей по теме;
- обучать навыкам словообразования и словоизменения;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе комбинированного вида „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать навыки связной речи, выразительность и согласованность речи с движениями;
- формировать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа слов.
Развивающие задачи:
- развивать навыки общения, речевой слух, память, мышление, артикуляционную, общую и мелкую моторику, зрительное восприятие;
- развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, пространственные представления.
Воспитательные задачи:
- воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношение к природе.
Оборудование:
отпечатки следов животных, картинки с изображением животных, аудиозаписи, слайдовый показ ранней и поздней осени, предзимья, зверей, жилищ зверей, изображение ежей и теннисные мячи для дыхательной гимнастики, картинки зимнего и летнего луга на каждого ребёнка, белый и серый заяц на каждого ребёнка для экспериментальной деятельности, соломка для артикуляционной гимнастики, шишки для пальчиковой гимнастики.
Предварительная работа:
чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок, чистоговорок, загадок, беседа о диких животных с рассматриванием картин, просмотр презентаций о жизни диких животных.
I. Организационный момент «Здравствуйте».
- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, так давайте поприветствуем друг друга и наших гостей.
«Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Язычком «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали» (хором здороваемся).
II. Введение в тему занятия (беседа об осени).
- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень).
ТРИЗ-игра «Хорошо - плохо»?
- А осень, это хорошо или плохо? Продолжите предложение:
- Осень – это хорошо, потому что… (Яркие, красивые листья на деревьях, созревает богатый урожай).
- Осень – это плохо, потому что… (Холодно и мокро, не слышно пения птиц, день короткий, а день длинный).
- А какая бывает осень? (Ранняя, золотая и поздняя). (Слайд 3-и ОСЕНИ) №2.
- Какая сейчас осень? (Поздняя). Арсений, расскажи об этом.
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Первый снег и первый лед. (Слайд ПРЕДЗИМЬЕ) №3.
- А как ещё можно назвать этот период? (Предзимье).
- Что это значит? (Скоро наступит зима).
- Но ведь мы зимы не боимся почему? (Мы можем теплее одеться).
- А как вы думаете, боятся ли зимы звери? (Нет, они к ней готовятся).
- Давайте убедимся в этом сами.
- А для этого нам нужно отправиться в лес. Хотите?
- Но прежде, чем это сделать, давайте вспомним правила поведения в лесу.
(Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры, в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, чтобы не испугать зверей). (Слайд ЗНАКИ) №4.
III. Путешествие в осенний лес.
- А теперь произнесём волшебные слова:
«Два раза топти,
Два раза хлопни,
Вокруг себя покружись,
И в лесу очутись!»
- Вот мы и оказались в осеннем лесу.
---
1. - Посмотрите, чьи-то следы? (Лисьи). Сейчас мы это проверим. (Переворачиваю следы). (Слайд ЛИСА №5).
- Ребята, а как лиса готовится к зиме? (Шуба лисы становится густой и тёплой, густой шерстью покрываются и лапы лисы, поэтому на снегу она не мёрзнет).
Упражнение на развитие словообразования
- У лисы нос какой? (острый) Значит она какая? (остроносая);
- У лисы хвост какой? (длинный, значит она какая? (длиннохвостая);
- Зубы какие? (Острые, значит она … (Острозубая).
- Какую чистоговорку мы знаем про лису?
«Су-су-су – мы увидели лису.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
Са-са-са – очень хитрая лиса».
- Перечислите членов лисьей семьи. (В лисьей семье живут: лис, лиса и лисята).
- А знаете ли вы пословицу о лисе? («Лисичка всегда сытей волка бывает»).
- С какого звука начинается слово ЛИСА (Со звука Ль).
- Какой это звук? (Мягкий согласный).
- Почему? (Он произносится коротко и мягко).
- Что же делает его мягким? (Гласный звук И).
- Сколько слогов в слове ЛИСА? (ЛИ-СА, 2 слога).
---
2. - Ой, опять чьи-то следы. Как вы думаете, чьи? (Беличьи). Проверим. (Переворачиваю следы). (Слайд БЕЛКА) №6.
- А знаете ли вы, как белка готовится к зиме? (Белка делает запасы орехов, грибов, утепляет жилище. Меняет свою рыжую шубку на серую, менее заметную, чтобы легче затаиться от врагов, прижавшись к дереву. Шерсть белки становится гуще, поэтому ей не страшны морозы).
- Ребята, белочка любит грызть орешки. Давайте и мы с вами погрызём.
Артикуляционная гимнастика
Упр - е «Белочка грызет орешки».
- Улыбнитесь и постучите зубами.
Упр -е «Мелькает беличий хвостик».
- Покажите, как мелькает беличий хвостик. (Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны).
- А ещё она любит играть соломкой. Давайте и мы поиграем.
Упр – е «Держи соломку крепче».
- Удерживаем соломку между губой и носом, языком на губе, на языке.
- Подкрепилась белочка и стала ждать гостей.
Гимнастика для глаз «Белка».
«Белка дятла поджидала, Резко перемещать взгляд вправо-влево.
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри – Перемещать взгляд вверх-вниз.
Вот орехи: раз, два, три! –
Пообедал дятел с белкой Помигать глазами.
И пошёл играть в горелки». Закрыть глаза и надавить на веки указательным
и средним пальцами.
- А какую пословицу вы знаете про белку? («Белку ловить - ножки отбить»).
---
3. - Ой, а кто же здесь наследил? Чьи это следы? (Ежиные). Проверим.
(Слайд ЁЖИК) №7.
- Как же ёжик готовится к зиме? (Ёжик накапливает жир, выстилает норку листвой и мхом и ложиться спать).
- Давайте порадуем ежа скороговорками о нём.
«У ежа и ёлки иголки колки».
«Ёжику на ужин жук нужен».
- Ребята, а что ещё интересного вы знаете о еже? (Есть такой миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Но это не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ёжика. Он спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Из яблок выделяется яблочная кислота, которую очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит).
- Ребята, а ёжик умеет не только носить яблоки на спине, но и играть. Он предлагает и вам поиграть.
Дыхательная гимнастика «Накорми ежей» (Дети вдувают теннисные мячи в пасть ежей).
---
4. – Ребята, а здесь, чьи следы? (Медвежьи). (Проверим). (Слайд МЕДВЕДЬ)№8.
- Ребята, что означают слова МЕДВЕДЬ? (Мёд ведает, т. е. знает, где мёд).
- Какую поговорку мы знаем о медведе? («Для медведя зима – одна ночь»).
- А как медведь готовится к зиме? (Медведь накапливает жир, устраивает себе берлогу на возвышенности и ложится в спячку еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Так он проспит до весны, сося лапу. Это он слизывает старую кожу, которая облезает и греет лапы).
- Пока мы гуляли по лесу, у нас тоже замёрзли руки, давайте их погреем. А помогут нам это сделать шишки.
Пальчиковая игра «Будем с шишками играть»
- Присядьте на пенёк, возьмите шишку.
«1, 2, 3, 4, 5 - будем с шишками играть, (Перекладываем с руки на руку).
Будем с шишками играть, между ручками катать. (Катаем между рук).
В руку правую возьмём, и сильней её сожмём! (Сжимаем шишку правой рукой).
В руку левую возьмём, и сильней её сожмём! (Сжимаем шишку левой рукой).
Вот как мы её помнем, (Перекладываем с руки на руку).
И вот так её потрем». (Катаем между рук).
- Ну, что нагрелись ваши руки? Значит, можно идти дальше.
---
5. - Посмотрите, а это чьи следы? (Заячьи) (проверим). (Слайд ЗАЯЦ) №9.
- Как заяц готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую).
- Зачем он это делает? (Чтобы быть незаметным на снегу).
- Давайте представим, что было бы, если бы он не поменял шубку.
(Дети проходят к столам).
Экспериментальная деятельность.
- Давайте проведем эксперимент. - Положите зайчиков на белый снег.
- Что вы видите? (Серый зайчик хорошо виден на белом, а белый не заметен).
- А теперь положите зайцев на траву. Что вы заметили? (Белый заяц хорошо виден на траве, а серый не заметен).
- Дети, какой же вывод можно сделать? (Маскировочная окраска зайца делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской). (Слайд ДВА ЗАЙЦА) №10.
- Как называется процесс, когда животные меняют свой мех? (Линька).
- Вспомните пословицу про зайца. («Заяц самого себя боится»).
---
IV. Дидактическая игра «Кто где живёт»? (слайдовый показ).
- Ребята, как вы думаете, куда ведут следы животных? (к жилищу).
- Посмотрите на экран. Чье это жилище? (Слайд ЖИЛИЩЕ) №11.
Дупло белки, лёжка заяца под кустом, медвежья берлога, лисья нора,
волчье логово.
---
V. Дидактическая игра «Узнай животного по голосу».
- Ребята, прислушайтесь, кто издаёт эти звуки? (Ёжик фаркает, белка пищит, щебечет, цокает, заяц кричит, лиса тяфкает, кричит, урурукает, волк воет, кабан хрюкает, медведь рычит, ревёт, лось ревёт). (Слайд ЖИВОТНЫЕ) №12.
- Ребята, а что общего у всех зверей? (Голова, морда, лапы, хвост, тело животных покрыто шерстью).
- Ребята, а чем зверь отличается от человека?
---
VI. Словесная игра "Сравни животных с людьми".
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
---
- Итак, следы каких животных мы сегодня увидели? (Белки, зайца, волка, лисы, ёжика).
- Как назвать их всех вместе? (Дикие животные или звери).
- Почему они дикие? (Живут в лесу. Боятся человека, и даже друг друга. Сами себе добывают корм, строят жилище).
- Да, они сами добывают себе корм, но сегодня, в порядке исключения, мы их угостим, к тому же звери нас уже поджидают.
---
VII. Игра «Подбери корм для зверя».
(Белке – гриб, орехи; ежу – жук, лягушка; лисе – мышь, курица; медведю – мёд, ягоды; зайцу – морковка, кора).
VIII. Итог занят
я:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Но нам пора возвращаться в детский сад.
«Раз, два, повернись и в саду очутись».
- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, спасибо вам, и я вам тоже приготовила угощение.