Елена Китаева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Царица-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия :
Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озёра, океаны, осадки и т. д.);
Познакомить детей с круговоротом воды в природе;
Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
Развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоёмов;
Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
Развивать экологическую культуру.
2. Предварительная работа:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Царица-водица“» размещена в разделах
Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге О.
Троепольской, «Град» Е. Серова, «Дождь» А. Барто, «Лёд» Г. Ладонщикова, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима, «Пар» Н. Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной, Игры «Ручеёк», «Мы - капельки».
3. Материал:
Глобус, схема с изображением круговорота воды в природе; карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком; оборудование для проведения опытов.
Словарная работа: круговорот, быт, торнадо.
Ход занятия.
Беседа «Путешествие по глобусу»
В гости к детям приходит Незнайка с глобусом, который ему подарил Знайка. А вот что это такое и для чего, незнайке неизвестно. Он просит детей, чтобы они ему помогли разобраться. Дети рассказывают Незнайке, что такое глобус и зачем он нужен.
Воспитатель закрепляет полученную информацию, говорит, что глобус - это модель
Земного шара, что так из космоса выглядит наша планета Земля.
Что подумал Незнайка, когда впервые увидел этот незнакомый предмет?
А что подумал бы великан, глядя на глобус?
А что подумал бы слон?
Что думают дети об этом предмете? Где можно использовать глобус?
Воспитатель приглашает всех в путешествие по глобусу.
- Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Какие цвета вы ещё видите?
- Что обозначено этими цветами?
Воспитатель быстро крутит глобус.
Какого цвета на глобусе больше?
Как вы думаете, что это значит?
Воспитатель рассказывает, что в древности люди назвали свою планету Землей, и когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды. Чтобы это дети представили, воспитатель предлагает каждому ребёнку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
Человек может ли жить без воды?
Кому ещё нужна вода?
Можно ли пить воду из моря, океана?
Какую воду можно пить?
Откуда берётся пресная вода?
Где больше воды (посмотреть на глобус) - в океанах или в реках и озёрах?
Детьми делается вывод, что воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало.
Воспитатель раздаёт карточки разного цвета и предлагает на глобусе найти свой цвет, а также придумать рассказ о том, что означает данный цвет на глобусе.
Дети рассказывают о своих цветах и о том, что они обозначают на глобусе. Незнайка теперь знает, что такое глобус и почему наша Земля такая разноцветная, но никак не поймёт, почему белый цвет только вверху и внизу глобуса. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель приглашает всех в «лабораторию опытов и экспериментов», чтобы найти там ответы на свои вопросы.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух».
Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырё х слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Работа в лаборатории:
1) Лабораторная работа N 1. В лаборатории воспитатель показывает опыт - вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве
Земли - глобус). Предстоит определить разницу в освещенности и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.
2) Лабораторная работа N 2 - «Торнадо» (см. в приложении).
Самостоятельная работа детей:
Незнайка не запомнил, что каким цветом обозначается на глобусе и просит детей помочь ему. Дети берут карточки, на которых с одной стороны нарисованы горы, реки, леса и т. д.
Другую сторону детям предлагается раскрасить тем цветом, каким на глобусе обозначаются эти географические понятия.
Итог занятия :
Незнайка благодарит детей. Он говорит им, что он теперь знает, что такое глобус, он ему пригодится в школе. Незнайка знает, что такое суша, ледник, океан и моря, почему наша планета Земля такая красивая. Что пресной воды на Земле очень мало и её нужно беречь.
6. Дополнительный материал к занятию.
Опыты «Свойства воды» :
Дети, вы с водой знакомы. Не раз вы шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи. А когда вы моете руки? Попробуем чуть-чуть отвернуть водопроводный кран. Из него робко выглянет и - кап! - оборвётся, шлёпнется в раковину! За ней вторая точно такая же! Ведь не случайно, когда хотят сказать, что две вещи очень похожи, говорят: «как две капли воды». А если кран открыть посильней? Тогда вода льётся с шумом, ударяется о дно и стенки раковины, брызжет, струится.
Давайте подставим руки. Видите, как воды собирается прозрачными капельками. А если мы к ним прикоснёмся сухим полотенцем, капли исчезают или прячутся. Наверное, прячутся в махровое полотенце, которое было сухим, а теперь стало влажным. Что же такое вода?
Давайте проделаем опыт: возьмём узкую баночку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, но земля влажная.
А какого цвета вода? Возьмём два стакана - один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим на неё стакан с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - не виден. Значит, вода - прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.
- Возьиём плоское стёклышко и накроем им картинку. Что можно сказать о стекле?
Стекло, как и вода, прозрачное, и через него всё видно. В солнечный день после дождя мы можем увидеть в небе радугу.
- Проделаем опыт: ставим зеркало в воду под небольшим углом. Поймаем зеркалом солнечный луч и направляем его на стену. Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стакане спектр. Что такое радуга? Покажите радугу руками. Какие цвета есть у радуги?
Рефлексия:
- Понравилось ва занятие?
- Нужна ли человеку вода?
- Какие опыты мы проводили?
Все молодцы!