Венера Василевна
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Встреча с ветром»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе
художественно-эстетического направления
(музыкальное, ознакомление с окружающим миром, конструирование)
Цель:
Формировать целостную картину мира, углубляя представления детей о существенных характеристиках и свойствах воздуха.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе „Встреча с ветром“» размещена в разделах
1. Обобщить представления детей о существенных характеристиках и свойствах воздуха через сказочный образ ветра, который встречается в литературных, музыкальных и художественных произведениях.
2. Способствовать умению детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире через организацию практической деятельности: рассматривание картин, танцевально-ритмические упражнения, пение, игре на музыкальных инструментах, ручной труд.
3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.
4. Развивать фантазию, воображение, умение радоваться результатам своего труда и своих товарищей.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок «Два Ивана», «Три царства – медное, серебряное, золотое», «Мороз, солнце и ветер», сказки А. С. Пушкина «»Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»
• Разучивание латышской народной песни «Ветерок», стихотворения К. Бальмонт «Ветер», ритмического танцевального упражнения «Бабочки и цветы», проведение речевых игр «Подбери словечко», «Скажи наоборот».
• Обучение игре на свирели
Оборудование:
• Мультимедийное оборудование
• Клипы с репродукциями картин художников В. Е. Маковский «Дети бегущие от грозы», А. А. Рылов «В голубом просторе», И. И. Шишкин «Рожь», К. П. Брюллов «Всадница», В. М. Васнецов «Ковёр-самолёт», И. К. Айвазовский «Девятый вал», Н. К. Рерих «Заморские гости».
• Иллюстраций с изображением Ветра, музыкальных инструментов и предметов, действие которых связано с движением воздуха.
• Пластиковые бутылки, трубочки коктейльные, заготовки изображений домов, карты-схемы, пенопласт.
• Платковые куклы «Бабочки», газовые шарфики, бумажные цветы, одевающиеся на руку.
• Пьеса Н. А. Римского-Корсакого «Полёт шмеля»
1 часть.
Воспитатель:
- Ребята, помните, мы с вами недавно путешествовали по русским народным сказкам и поэмам. В них мы встречались с интересным сказочным персонажем – Ветром. Давайте вспомним, в каких же сказках рассказывается о ветре?
- А кто скажет, как звали-величали Ветер в сказках?
- Ребята, а хотите поближе познакомиться с ветром? Так давайте позовём Ветер в гости! Только как же это сделать…Может быть, прочитать стихи о Ветре. Вот, например, такие:
Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,
Что ты в ветках всё шуршишь?
Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,
Пред тобой дрожит камыш…
Кто помнит дальше? (Дети продолжают) :
Рябью входишь в водоёмы
Шаткой травкой шелестишь,
Носишь тучи, манишь громы
И опять уходишь в тишь.
О, неверный ветер-ветер!
Ты не помнишь ничего,
Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,
Ты прекраснее всего!
- Ребята, почему-то Ветер не появляется, может, песню исполним для него?
(дети исполняют песню «Ветерок» Латыш Н. П.)
- Нет его и теперь. Чего же не хватает…Может быть музыки?
- Послушайте пьесу Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»
(Звучит грамзапись пьесы Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»)
- Это звучит виолончель. А мог бы под эту музыку появиться Ветер? Почему? (ответы детей)
2 часть.
1 слайд
На экране появляется изображение Ветра и звучит голос :
«Я вольный Ветер, я вечно вею!
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы…»
- Здравствуйте, ребята! Вы меня звали своей музыкой?
Воспитатель:
- Да, Ветер, мы изображали твой голос, чтобы ты услышал и прилетел к нам, потому что нам очень хочется познакомиться с тобой поближе, узнать, как ты живёшь, чем занят?
Ветер:
- Живу я очень интересно, везде я летаю, всё вижу, и дел у меня очень-очень много! Вот если вы внимательно посмотрите на картины, которые сейчас вам покажу, то определите, что я делаю!
Со 2 по 9 слайд
(Показ репродукций картин на экране. Дети определяют по ним занятия Ветра : надувает паруса, несет облака по небу, несёт ковёр-самолёт, качает колоски, поднимает волны, играет с вуалью и т. д.)
Воспитатель:
- Как много дел у тебя, Ветер! И все такие важные и полезные!
10 слайд
Ветер:
- Да, это так. А ещё я хочу и с вами, ребята, поиграть. Вы знаете игру «Ветер, деревья, дома»? Тогда вставайте, поиграем!
(Подвижная игра «Ветер, деревья, дома». Воспитатель называет слова – ветер, деревья, дома. Дети выполняют движения на каждое слово: ветер – бегают по залу, деревья - имитируют качании деревьев с поднятыми руками, дома – стоят неподвижно.)
Воспитатель:
- Нам понравилось играть с тобой Ветер! Ты очень озорной и весёлый. Но вот только непонятно, зачем же ты устраиваешь ураганы и штормы на море? Ведь при этом тонут корабли, гибнут люди.
Ветер:
- Если бы вы знали, как я не люблю это делать, но приходится: ведь кроме всего того, что вы увидели на картинах, я ещё разношу слова. А это очень трудная работа. Ведь слова бывают и хорошие и плохие. Когда люди говорят хорошие слова, то эти слова, немножко задержавшись на земле, сами улетают к звёздам и там превращаются в прекрасные цветы. Звёзды радуются и светятся ещё ярче. Так они возвращают радость на нашу планету, чем больше звёздного света, тем лучше живё тся всему живому: людям, птицам, зверям, цветам и деревьям. Поэтому, чем больше красивых, хороших, добрых слов, тем радостнее кругом! А вы, ребята, умеете говорить хорошие слова?
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним хорошие слова и изобразим их жестами, чтоб их сила возросла.
(Дети называют добрые слова)
Ветер:
- Спасибо, ребята! Я уже представил себе, сколько чудесных цветов распустится благодаря вам, я так люблю кружиться среди них!
Воспитатель:
- Так потанцуй с нами Ветер, перед тобой целая поляна цветов!
(Дети импровизируют танец «Бабочек и цветов»)
Воспитатель:
- Ветер, а что происходит, если люди говорят плохие слова? Расскажи, чтоб мы знали!
Ветер:
- Да, к сожалению, люди иногда произносят гадкие, обидные, злые слова. Они цепляются за меня своими шипами, мне больно, трудно летать, я изо всех сил устремляюсь вперёд, вверх, вниз, чтоб их сбросить с себя, тогда-то и поднимаются на море волны, набегают тучи, начинаются бури, вихри, ураганы. А сброшенные слова падают на землю и прорастают на ней колючками, чертополохом. Все это и приносит людям беды. Поэтому я вас очень прошу, дети, и вас, взрослые, говорить как можно меньше плохих и злых слов, чтобы наша планета была красивой и счастливой.
Воспитатель:
- Как хорошо, ветер, что ты прилетел и рассказал нам о хороших и плохих словах. Теперь мы будем внимательно выбирать слова, которые говорим друг другу, правда, ребята? А ещё мы благодарны тебе, Ветер, что ты помогаешь людям!
Ветер:
- Да, я люблю помогать людям и в сказках и в жизни!
С 11 по 14 слайд
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на иллюстрации и расскажите, как помогает Ветер людям.
(На экране иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, и других предметов, которые приводит в действие ветер. Дети называют предмет и рассказывают, как он действует с помощью ветра.)
- Молодцы, ребята! Столько интересных фактов рассказали о Ветре. А ещё Ветер обладает волшебной силой, при помощи которой рождается музыка! Давайте послушаем эту удивительную музыку!
(Игра на свирели)
15 слайд
Ветер:
- Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях, но пришла пора прощаться!
3 часть.
Воспитатель:
- Ребята, чтоб не так грустно было расставаться с Ветром, я предлагаю вам смастерить поделки, которыми вы сможете играть так же при помощи удивительной и волшебной силы ветра.
(Эмоциональная демонстрация поделки воспитателем)
- Предлагаю подойти к столам и смастерить самостоятельно игрушки. В этом вам помогут схемы, где нарисовано, что и как делать. Все необходимые материалы лежат так же на столе. Приступаем к работе. Можете попросить помощь у товарища или у меня в случае, если будете затрудняться.
(Воспитатель по мере необходимости помогает детям приклеивать детали к пластиковой бутылке, дает советы по расположению деталей, составлении композиции из них.
Хвалит детей за интересную композицию, за умение читать схему и выполнять трудовые действия по ней, за умение помогать друг другу, за аккуратное приклеивание деталей на поверхность бутылки, за умение самостоятельно безе подсказки справляться с делом….
Предвосхищает результат у детей, которые затрудняются в выполнении того или иного трудового действия.)
- А сейчас давайте покажем Ветру, какие замечательные игрушки у нас получились и поиграем ими при помощи удивительной силы ветра!
- Я вижу, у …. быстро снежинки закружились, а …. медленно. Как вы думаете, почему? А что такое настоящий ветер, кто может мне сказать?
- Интересно, какие еще можно было бы смастерить игрушки, чтоб использовать силу ветра?
Ветер:
- Ну что ж, ребята, давайте прощаться! Я рад был встрече с вами! До свидания!