Аслямова Люция
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Русская изба"
Воспитатель: Аслямова Л. З.
Цель: Формирование патриотических чувств и духовности у детей посредством приобщения их к истокам русской народной культуры.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Обобщить знания детей об истории русского народа : быта, обычая, гостеприимства. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
Развивать связную речь, образное мышление, творческую активность. Развивать интерес к русскому фольклору, играть в русские народные хороводные игры; Развивать художественно-творческие способности детей. Упражнять в умении использовать в своей работе приёмы лепки для создания основных форм изделий (раскатывание, сплющивание, скручивание, сворачивание в кольцо, скатывание).
Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству через игровую деятельность и фольклор. Обогащать словарный запас: новыми и уменьшительно – ласкательными словами: мама-матушка, папа- батюшка, тятенька; внучка-внученька, предметы русского быта- колыбель, сундук, ухват, лежанка, зыбка, люлька. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Предварительная работа: Беседы о жизни наших предков; рассматривание иллюстраций о жизни людей в старину, предметов быта и труда; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание народных игр.
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций презентации, старинных вещей); Практические (дидактическая игра «Что было, что стало», хороводная игра «Золотые ворота», «Гори, гори ясно»). Материалы и оборудование: Полотенце расписное, хлеб с солью, тарелочки с тестом, деревянные ложки, презентация с изображением русского быта; дидактическая игра «Что было, что стало»; платочки красного и желтого цвета, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: ухват, лежанка, зыбка, люлька, сундук, батюшка, тятенька.
Ход занятия
Дорогих гостей встречаем круглым, русским караваем. Он на блюдце расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, покланясь отведать просим. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю с нашими гостями. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу). По традиции хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям. (вручает хлеб-соль)
Добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики). Сядем рядком, да поговорим ладком.
Как называется страна, в которой мы живем? Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь- деревянная). Слайд 2 Русь деревянная – края дорогие. Здесь издавна русские люди живут.
Слайд 3
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? (Русь – страна лесная, деревом богатая. На Руси люди жили в деревянных домах.)
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен.
Как называли такие дома? (Дом, срубленный из бревен, назывался избой.). Правильно!
А хотите повидать настоящую русскую избу?
- Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки.
Ребята, у меня есть чудесное блюдечко с наливным яблочком: «Катись, катись яблочко по блюдечку покажи нам, как строили избу на Руси»
Музыка (Волшебство)
-Видео рассказа про русскую избу
Скажите, вы любите играть? Тогда произнесем волшебные слова: «Катись, катись яблочко по блюдечку, раз, два, три- избу отвари!
Слайд 4 -Горница
Дидактическая игра «Что стало - что было» Я буду называть предметы современного быта, а вы – русского, называть и показывать на картинке. плита- печь сапоги- лапти шкаф-сундук чайник-самовар прихватка -ухват, А что такое ухват? Для чего он нужен? (доставать из печи горячий чугунок) кастрюля -чугун Почему чугун (чугунок) так называется? (Потому что, он сделан из металла -чугун, называется чугунный) По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто? «Был я копан, был я топтан, Был на пожаре, был на базаре, Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел – ничего не ел. Сделался стар – пеленаться стал» (горшок). В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Посмотрите как красиво, светло и тепло в избе. Ребята, как вы думаете, а что в избе было самым главным? Нам поможет загадка: «Летом спит, Зимой горит. Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) Слайд 5 Печь- это сердце дома. А зачем нужна была печь в доме? ( - Она обогревала жилище :от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу. В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили грибы, ягоды, продукты, одежду, грели воду. Она выполняла роль бани. А что было самым любимым местом на печи? — лежанка. (На лежанке спали ночью, отдыхали днем). Чаще всего это место уступали детям и старикам. Детей жалели, стариков уважали.
Скажите, какие пословицы и поговорки о печке вы знаете?- - «Русская печь – царица дома» - «Печь нам – мать родная». – «Без печи, и изба не изба», - «Хочешь есть калачи- не сиди на печи».
«Русская печка – всему дому кормилица»
Народная мудрость гласит «Не красна изба углами, а красна пирогами». В народе печь называли “кормилицей”, “матушкой”.
А в чем готовят еду в печи? (Еду готовят в печке в чугунке или в горшке). Он тяжелый, чугунный -варит каши вкусные, ароматные и полезные.
Давайте с вами вспомним пальчиковую игру «Сорока - белобока»
Сорока- белобока, Кашку варила
Деток кормила, Мизинчику дала, безымянному дала, среднему дала и указательному дала, а большому не дала….
- Ребята, почему она большому пальчику кашки не дала? Ответы детей
Воспитатель: Правильно. И я предлагаю нам с вами помочь большому пальчику отгадать загадки, чтобы он тоже получил свою порцию каши. Что всегда поверх каши лежит? – масло Не едят меня одну, и без меня ничего не едят? – соль Жидкое, а не вода, белое, а не снег? - молоко
Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки: Какие поговорки про кашу знаете?
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка. Кашу маслом не испортишь.
Русская каша - матушка наша. (воспитатель берет ложку) Слайд 6
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Ну-ка, ребятки выходите, да ложки разбирайте и в круг собирайтесь.
Игра с ложками
Предлагаю вам игру : Какая? Какой? (с ложкой) встали в круг. Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы.
Слово называй, ложку передавай.
Какая бывает каша? Каша из риса. (Каша из риса- рисовая каша) из гречки, из манки, из перловки, кукурузы. В каше – сила наша, так говорят в народе. Кашу с удовольствием русские люди едят. Вкусна, сытна, полезна. Помогает от болезней. Какой бывает пирог? Пирог из капусты?. (Пирог из капусты –капустный пирог,с грибами, с яблоками, с мясом.
Молодцы! Хорошо играли, правильно слова подбирали. Ну что рассаживайтесь по местам «сядем рядком,да еще поговорим ладком»
В старые времена семьи были большие, много детей. А как ласково и уважительно назывались члены семьи? (мама- матушка, папа-батюшка, тятенька, тетя-тетушка, дядя-дядюшка, внучка, баба, деда). Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Под иконами стоял обеденный стол, лавки. За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Слайд 7 В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. А какая была мебель? Мебель была самодельная, деревянная, очень простая.
делали полати – это такие полки. На них и спали.
Лавки- были широкими, на них не только сидели, но и спали, скамейки для сиденья за столом, сундук для вещей. На полу могли лежать цветные половики и дорожки
Слайд 8 Люлька
Отгадайте загадку, и постарайтесь найти отгадку в нашей избе. Без рук, без ног- во все стороны клонится. Без рук, без ног- все скок да толк (зыбка). (рассказ ребенка) Для самых маленьких делали специальные кроватки, которые назывались люлька или колыбель, «Зыбкой». Эти колыбельки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая ребёнка. Отсюда и название песен – колыбельные. (исполнение колыбельной песни «Люли, люли люшеньки» Слайд 9 про лучину В старину избу освещали лучиной (вот такая палочка, поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. Много у хозяев в избе было работы, трудно им приходилось Слайд 10 Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками. Пили чай из самовара, подавались калачи, блины, бублики и кренделя, а может и нам настряпать кренделей, да посадить их в печь. Да вот печь надо разжечь, Тесто надо замесить Да крендельки накрутить. Давайте печь растопим, подбросим дров. Физ. минутка: «Гори, гори ясно». участники становятся в круг держа в руках платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи вверх, вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать,пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
Прекрасно! Сейчас ребята мы с вами сядем за столы, и прежде, чем начнём лепить разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто» Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста) Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы) И крендельки испечем (выполняем движения как будто лепят).
Садитесь за столы. Мы с вами, как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать крендельки. Снимают салфетки с тарелочек, в тарелочках тесто, скатанное в шарик. — Какое на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму) Ребята вспомним какие техники мы должны использовать для лепки. (раскатывание, растягивание, сплющивание, сглаживание). Напомню, что лепить лучше скульптурным способом из одного куска. Ребята, чтоб вы быстро настряпали кренделей вот схема лепки. Чтобы сделать кренделё к что нужно:
- раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному. Прикрепить закрученный конец к основе кренделя. Для украшения кренделя, стекой делаю узоры, это могут быть полосочки, точки. .Раскладывают свои работы на поднос и вытирают руки салфетками, доски чистят стекой.
Молодцы! Красивые крендельки у вас получились. А теперь, ребята, их нужно поставить в печь, чтобы они испеклись. (все вместе несут ставить в печь). Давайте откроем заслонку и поставим кренделя в устье? К печке всегда обращались ласково да с любовью: Ой ты печка сударыня, помоги нам барыня, вкусных калачей испеки, всех ребяток угости! А пока пекутся крендельки, мы с вами передохнем! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки. Поиграем в игру: «Золотые ворота». Ребята я чувствую запах вкусных крендельков, наверно скоро будут готовы. Сядем рядком да, вспомним, о чем с вами говорили на занятии? — Как называлось самое почетное место в избе? — На чем спали и сидели наши предки? — Из чего делали печь? — Где хранили одежду и ценные вещи? - Какие предметы русского быта вы запомнили? (Прялка, колыбель, сундук, кочерга, ухват.) - Ими едят и на них играют (Ложки) - С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват) - Из чего и что мы лепили? - Что особенно понравилось и запомнилось? Ребята наши крендельки приготовились (все вместе подходят к печке).
Во время беседы отмечаем правила обращения с горячими предметами.
Ребята, печь очень горячая, чем нужно воспользоваться, чтобы открыть заслонку? (ответы детей)
Подходить может только взрослый. Взять нужно прихватку (прихватки - рукавицы, выполненные из толстого натурального материала для защиты рук от огня и горячих предметов, а то можно обжечь руки горячими предметами.
Заранее были положены в печь съедобные крендельки. Эй, кренделя да калачи, полезайте из печи. Вот крендельки душистые, ароматные, золотистые.
Ай, качи - качи - качи,
Глянь, баранки, калачи.
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи.
— Молодцы. Постарались мы не зря. Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового, а заодно поиграли, повеселились! — Ну, а наших гостей предлагаю поблагодарить за внимание и угостим крендельками. И мы с вами пойдем, попьем чайку с кренделями. Спасибо всем!