Елена Любишина
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Здесь корни, здесь истоки Брянска»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему :
«Здесь корни, здесь истоки Брянска»
Воспитатель высшей квалификационной категории Любишина Е. А.
Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 65 "ОАО "РЖД"
Цель. Сформировать у детей любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Брянского края с использованием исследовательской деятельности.
Программные задачи.
Образовательные –
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Здесь корни, здесь истоки Брянска“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
1 закрепить знания детей об истории возникновения родного города (о месте его основания, о племенах, населяющих древний город, их быте, о символах: гербе, амулетах);
2 пополнять и активизировать словарный запас;
3 совершенствовать умение детей рассказывать на тему, предложенную воспитателем.
Развивающие-
1 развивать внимание, память, мышление;
2 развивать интерес к опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности.
Воспитывающие -
Воспитывать любовь к родному городу. Вызвать у детей чувство гордости за свой край, осознание того, что они являются жителями Брянской земли.
Предварительная работа.
Рассматривание открыток, иллюстраций о родном городе.
Посещение Краеведческого музея.
Экскурсии к историческим местам, посещение достопримечательностей родного города.
Создание макета «Брянск – город древний» с участием детей.
Организация выставки рисунков: «Мой любимый город Брянск».
Чтение «Русь страна – городов» Л. Александровой.
Слушание стихотворений о Брянске.
Материалы и оборудование
- аудио и видеозаписи с изображением исторических мест города Брянска;
- макет «Брянск – город древний»;
- дидактические игры «Археологические секреты», «Отреставрируй предмет»;
- кроссворд;
- обереги, изготовленные детьми в процессе предыдущей деятельности.
Ход
Организационный момент.
Восп. - Ребята, «давайте сядем кружком, да поговорим ладком», как делали люди в старые добрые времена.
-Ребята, взгляните, у меня на ладони то, что кормит, поит, одевает нас, защищает в трудные минуты, дает силы (на ладони лежит завернутая в платочек земля).
-Как, вы думает, что лежит у меня на ладони? (предполагаемые ответы детей).
(Если дети затрудняются, предоставляю возможность потрогать). Воспитатель разворачивает сверток, предлагает детям рассмотреть, что же это такое.
Восп. - Ребята, подумайте и скажите, почему земля кормит?
Дети - На земле растут различные растения, которые мы используем в пищу.
Восп. - А почему говорят, что земля поит?
Дети - На нашей земле есть много родников и рек. Человек не может жить без воды.
Восп. - Правильно, ребята, мы утоляем жажду, используем воду для хозяйственных нужд.
Восп. - Ребята, как земля нас одевает и обувает?
Дети - На лугах с сочной травой пасутся различные животные, из их шерсти люди изготавливают одежду, из кожи обувь.
Восп. - Ребята, если утром пройтись по росе, земля прибавит сил.
-Давайте вспомним, как люди называют землю?
Дети - Земля – матушка; земля – кормилица; Мать – земля сырая.
Восп. - Сколько любви и ласки в этих словах! А как вы понимаете выражение «Родная земля»? (Предполагаемые ответы детей).
Восп. - Правильно, ребята, родная земля – это то место, где человек родился и вырос. Еще издавна, покидая родной дом надолго, люди брали с собой горсть родной земли.
-А вы, ребята, где родились? (ответы детей)
Восп. - Для нас с вами Брянская - это родная земля.
Планирование предстоящей деятельности.
Восп. - Ребята, я предлагаю вам сегодня заглянуть в прошлое нашего города и вспомнить, кто жил на нашей земле в далекие-далекие времена. Хотите?
Для этого необходимо разгадать вот этот кроссворд.
Дети отвечают на следующие вопросы:
- Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом?
- Имя богини – покровительницы этой науки?
- Большое животное, на которое охотились древние люди?
- Отрезок времени в сто лет.
- Страна, которая подарила миру Олимпийские игры?
- Как на Руси называли древнего сказителя, воспевающего подвиги русских богатырей?
- Наука, которую называют «наукой лопаты»?
Дети разгадывают кроссворд, читают ключевое слово (славяне).
Восп. - Ребята, вспомните, кто такие славяне?
Дети - Это наши далекие предки, люди, которые жили в далеком прошлом.
Восп. - Именно славяне основали наш город.
Восп. - Ребята, вспомните, как назывался наш город в те далекие-далекие времена?
Дети. Добрянскю Дебрянск.
Восп. - Как вы думаете, почему городу дали такое название?
Дети - Город окружали дремучие непроходимые леса, настоящие дебри и овраги, поэтому город и назвали Дебрянском.
Восп. - Ребята, рассмотрите изображение, и вспомнить, какое место выбрали наши предки для своего поселения?
Дети - Чашин курган.
Восп. - Как вы думаете, почему кургану дали такое название?
Ребенок - Курган – это гора. На вершине горы была площадка, похожая на блюдце или перевернутую чашку. Так и пошло название Чашин курган.
Восп. - Ребята, давайте вспомним, на берегу каких рек, вырос наш древний город?
Дети - На берегу рек Десны и Болвы.
Восп. - Кто скажет, почему именно у воды селились древние славяне?
Дети - Вода нужна для питья, в реке водилось много рыбы, реки служили дорогами, по ним передвигались, перевозили грузы.
Восп. - Верно, ребята, среди непроходимых лесов, на берегах рек построили наши предки древний город.
-Вот таким был наш город в далеком прошлом (воспитатель показывает макет древнего города и читает стихотворение).
Кругом тебя лес и овраги
Десны лозняковая тишь
В веках ты и добрый и строгий,
Как витязь былинный стоишь…
Восп. - Ребята, кто хочет рассказать, как выглядел древний город?
Ребенок - Древний город был похож на неприступную крепость. Его окружали высокие крепостные стены из бревен. Вокруг крепостных стен был прорыт глубокий ров, заполненный водой. Через ров был переброшен подвесной мост. На ночь, и во время нападения врагов, мост поднимался, чтобы никто не смог пробраться в город. В Центре поселения располагалась главная башня – Кремль.
В Кремле укрывались жители города во время нападения врагов, а в мирное время в Кремле жил князь.
Восп. - Много веков простоял Дебрянск на Чашином Кургане. Кто вспомнит, где был отстроен город заново и почему?
Ребенок - Во время одного из нападений врагов, древний город был полностью сожжен. Ведь он был деревянный. Город был заново выстроен на Покровской горе.
Восп. - Правильно, ребята, именно с Покровской горы тянутся улицы современного города.
Восп. - Ребята, у каждого города есть свой символ – это герб. Найдите, пожалуйста, герб Брянска среди гербов других городов.
-Что изображено на гербе нашего города?
Дети - Пушка с ядрами.
Восп. - Как вы думаете, почему наши предки выбрали такое изображение?
Ребенок - Наш город славился пушками. Пушки делали древние мастера для защиты города от врагов.
Восп. - Ребята, наш город очень древний. Кто вспомнит, сколько лет Брянску?
Дети - Более 1000 лет.
Восп. - А с помощью, какой науки ученые смогли установить возраст нашего города?
Дети – Археологии.
Восп. - Археология изучает быт древних людей по предметам, найденным в земле во время раскопок.
Я предлагаю вам побывать археологами, провести "археологические раскопки" и узнать, чем занимались наши предки? А ответить на этот вопрос вы сможете, если узнаете, отпечатки, каких предметов находятся вот в этих коробочках -"Секретиках". (На столах у детей для исследования стоят коробочки с гипсовыми оттисками различных "предметов" (рисунков, покрытых тонким слоем песка).
Восп. - Ребята, действовать будем осторожно кистью, чтобы не повредить наши находки.
Проводится исследование "археологических находок"
Дети находят отпечатки предмета, определяют, к какому виду деятельности можно отнести тот или иной предмет.
Дети делают вывод, что на основании археологических находок можно утверждать, что наши предки занимались охотой, рыболовством, бортничеством, земледелием, гончарным и кузнечным делом, торговлей.
Восп. - Ребята, вы работали, как настоящие археологи. Вы нашли отпечатки целых предметов. Но бывают случаи, когда археологи находят части предметов, и тогда за дело берутся реставраторы, которые собирают предмет по его фрагментам.
Давайте и мы с вами попробуем собрать целый предмет из найденных частей.
Воспитатель предлагает игру: «Отреставрируй предмет».
Восп. - Ребята, назовите свой предмет, подумайте и расскажите, из какого материала он был сделан, и как его можно было использовать? (Рассуждения детей).
Восп. - Подумайте, ребята, где приобретали все эти предметы жители древнего города?
Дети - На ярмарках.
Восп. - Как назывались первые ярмарки на Брянской земле?
-Отчего пошло такое название?
Дети - Ярмарки проходили у стен Свенского монастыря.
Восп. - Вспомните, чем еще торговали наши предки?
Дети - Пушниной, рыбой, хлебом, медом, воском, льняным маслом, оружием.
Восп. - На ярмарках люди не только приобретали различные товары, но и веселились. Пели песни, водили хороводы, сочиняли частушки. Традиции наших предков мы сберегли и сочинили свои частушки о Брянской земле. (Дети исполняют частушки).
На ярмарках наши предки приобретали амулеты, обереги, обменивались ими друг с другом. Дети дарят гостям амулеты с соответствующими пожеланиями.
Рефлексивно-оценочный этап.
- Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие в прошлое нашего города?
-Что для вас было самым интересным?
-Что для вас было самым трудным?
- Что вы чувствуете сейчас?
Восп. - Ребята, сегодня мы с вами поговорили об историческом прошлом нашего города, уточнили, как жили наши предки, чем занимались. Как отдыхали. Говорят, «Кто не знает истории, тот не любит Родины».
Мы многое знаем о нашем городе и гордимся тем, что живем на Брянской земле».