Елена Бахматова
Учебный проект «Здесь русский дух…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационный, творческий, двухнедельный.
Область применения: Изобразительное искусство. Раздел «Искусство твоего народа». Темы: «Мы рисуем сказку», «Рисование русского народного костюма»
Литературное чтение. Раздел «Устное народное творчество». Тема: «Русские народные сказки».
Проект предназначен для учащихся 3 классов.
Публикация «Учебный проект „Здесь русский дух…“» размещена в разделах
Дидактическая цель: Создание организационно-педагогических условий для формирования информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной компетенций.
Планируемые результаты обучения:
В процессе работы над проектом получат развитие следующие универсальные учебные действия:
- личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности, развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности, развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности, формирование эстетических потребностей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий, использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели и путей ее достижения, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества,
- предметные: формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры русского народа, эстетического отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства, овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских задач.
Методические задачи проекта:
1. Познакомить участников УВП с предстоящим проектом;
2. Организовать информационный поиск учащихся;
3. Мотивировать учащихся на работу в группе;
4. Организовать консультации по вопросам организации информационного поиска и работы в группе;
5. Создать условия для анализа и привлечения в проект разнообразных ресурсов.
Учебная цель: создать словарь-справочник о русском народном костюме.
Учебные задачи: изучить традиции русского национального костюма; структурировать информацию о традициях русского костюма; научиться работать в программах Word, Manager
Основополагающий вопросос:
Как больше узнать о традициях русского народа?
Проблемные вопросы:
1. Что носили в старину?
2. Где найти толкование непонятных слов?
3. Для чего нужны толковые словари?
Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте:
1. Информационный поиск по проблеме
2. Выбор слов, необходимых для словаря –справочника. Работа с толковым словарём.
3. Структурирование информации об особенностях изображения русского народного костюма в устном народном творчестве.
Оформление результатов проекта: Словарь-справочник о русском народном костюме.
Фильм для учащихся.
1. Подготовительный этап:
1. Вводное занятие. Знакомство с темой проекта, актуализация имеющихся у учащихся знаний. Определение необходимых ресурсов.
2. Распределение заданий по группам:
1 группа – историки. Знакомятся с историей русского национального костюма.
2 группа – библиотекари. Находят в русских народных сказках сведения о том, что носили в старину. Находят устаревшие слова.
3 группа – художники. Рисуют иллюстрации русских народных сказок, которые подтверждают историю национального костюма.
4 группа – толкователи. Находят определение устаревших слов. Составляют словарь справочник.
5 группа – эксперты. На основе собранного материала делают вывод по проблеме проекта.
3. Ознакомление родителей с темой проекта и их привлечение к совместной деятельности с детьми.
2 этап – основной.
Разработка проекта:
1 группа – историки.
Проблемный вопрос: Что носили в старину?
Задача: познакомиться с историей русского национального костюма. Узнать из каких элементов состоял мужской костюм и женский.
Ресурсы: справочная литература, интернет, художественная литература. Программа Windows Movie Maker
Планирование деятельности:
• Посещение библиотеки
• Посещение интернет-сайтов
• Обработка и отбор необходимой информации.
• Совместно с учителем создать фильм «Что носили в старину?»
Результат: сообщение «Из истории русского костюма». Фильм «Что носили в старину?»
2 группа- библиотекари
Проблемный вопрос: Присутствует ли в художественной литературе описание русского национального костюма.
Задача: найти и прочитать русские народные сказки. Найти ответ на поставленный вопрос. Составить список устаревших слов.
Ресурсы: художественная литература
Планирование деятельности:
• Посещение библиотеки
• Договориться с библиотекарем о совместной деятельности
• Обработка и отбор необходимой информации.
Результат: «Сказки». Список устаревших слов.
3 группа – художники.
Проблемный вопрос: можно ли по иллюстрациям в сказках определить, что носили в старину?
Задача: рассмотреть и проанализировать книги русских народных сказок. Нарисовать свои иллюстрации, где герои в национальных костюмах
Ресурсы: альбомы, цветные карандаши, краски.
Планирование деятельности:
• Договориться с библиотекарем и 2 группой о совместной деятельности
• Определить, кто какую сказку рисует
• Нарисовать иллюстрацию, где герои в национальном костюме
Результат: выставка рисунков.
4 группа – толкователи
Проблемный вопрос: где найти толкование устаревших слов?
Задача: составить макет словаря - справочника устаревших слов.
Ресурсы: толковые словари, листы бумаги, ручки
Планирование деятельности:
• Познакомится с толковыми словарями
• Узнать, как быстро с ними работать
• Разделить слова между членами группы
• Написать толкование устаревших слов на отдельных листах
• Составить в алфавитном порядке
Результат: макет словаря справочника устаревших слов из истории русского костюма.
5 группа – эксперты.
• Проблемный вопрос: Все ли подобранные материалы нужны для справочника?
Задача: на основе собранного материала сделать вывод по проблеме проекта.
Ресурсы: сообщение «Из истории русского костюма», «Сказки», Список устаревших слов, выставка рисунков – иллюстраций к русским народным сказкам, макет словаря - справочника устаревших слов из истории русского костюма.
Планирование деятельности:
• Проанализировать полученный результат
• Отобрать текст, фотографии, иллюстрации, детские работы для альбома «История русского костюма»
• Оформить словарь - справочник устаревших слов
• Ответить на вопрос: Что носили на Руси?
3 этап – завершающий.
Защита проекта на школьном Дне проектов: представление презентации «Здесь русский дух.»,
Выставка детских рисунков, показ «живых» картин из русских народных сказок в национальных костюмах, просмотр фильма «Что носили в старину».
Оформление словаря - справочника