Аноним
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Быт русской семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Быт русской семьи»
Автор составитель: воспитатель: Коваль Н. Н. первой категории
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
2. Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Быт русской семьи“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Новыми словами: подполье, чулан, наблюдники- полки для посуды, бабий кут, красный угол, щепа, божница, рушник, скалка.
4. Актуализировать и дополнить знания детей о предметах русского быта: печь, чугун, ухват, кочерга, рубель, кринка, прялка, коромысло, самовар, домовой, стол.
5. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
6. Воспитывать интерес и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интерес к русскому фольклору.
Оборудование: музей «Русская изба» с предметами быта.
Организационно-мотивационный этап
Воспитатель с детьми входит в музей.
В: Ребята, сегодня мы снова пришли в наш музеи «Русской избы».
В: Посмотрите внимательно, что видел человек, когда заходил в избу с улицы?
В: Ребята в русской избе был главный угол. Его называли «красный угол».
В: Почему этот угол называли «красным»?
В: Верно, красный означает красивый.
В: Что еще размещали в «красном углу»?
В: В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». (показ рушника, божницы)
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Обеденный стол всегда ставился в красном углу. За столом вся семья - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Дети с воспитателем проходя к печке.
В: Ребята, я вам загадаю загадка, а вы отгадаете, какой предмет в русской избе считался самым важным?
Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь)
В: Почему для русских людей печь была так важна?
В: Чем тополи печь?
Какими дровами считалось лучше топить печь и почему?
В: Правильно, ребята.
Печь была очень важна для людей, они относились к ней с уважением, придумывали про нее пословицы «Догадлив крестьянин на печи избу поставил». В печи готовили пищу, печь обогревала дом, на печи люди спали. В: Как вы думаете, в чем готовили люди?
В: Русские люди готовили в печах, посмотрите в нашей печке есть посуда, в которой готовили. (показывает чугун).
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, как называется предмет, в моих руках.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
В: Правильно ребята, это чугун.
В: скажите, почему у него такая необычная форма: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу?
В: Правильно, чтобы его было удобно ставить и вытаскивать из печки.
В: Чем его вытаскивали?
Послушайте загадку:
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
В: Правильно ухват.
Воспитатель показывает действие с ухватом и чугуном.
В: Посмотрите, что это такое стоит на одной ноге?
Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий.
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке. (Кочерга)
В:Правильно, кочерга. А для чего она нужна?
В: Это инструмент для выгребания углей и перемещения дров, чтобы они лучше горели, в печке.
В: Что мы с вами рассматривали?
В: Верно, русскую посуду
В: У вас дома есть посуда? Где она находится?
В: Посуда находится на кухне.
В: Давайте с вами поиграем в русскую игру «Кухня».
Русская народная игра «Кухня»
В: Больше всего времени у печи проводила хозяйка.
В: Как вы думаете, как называлось место у печи для хозяйки дома?
В: Ее место у печи называлось «бабий кут» или «женский угол». Иногда люди, это место, которое находилось около печки, отгораживали досками или занавесками и получалась маленькая комнатка, которую называли чулан. Здесь хозяйка готовила еду. Около печи было много полок, в старину их называли не полки а «наблюдники», на них вдоль стен стояла посуда: миски, блюда, солонки.
В: Посмотрите ребята, а как этот предмет называется.
В: Правильно кринка - в нее наливали молоко, квас, воду.
В: Как вы думаете где хранили молоко, продукты, чтобы они не портились?
У нас с вами сейчас есть холодильники, а раньше в древности холодильников не было.
В: Ребята, продукты хранили в специальном месте, которое называлось подпол. Называли так, потому что оно находилось под полом. В земле под полом дома рыли яму и там хранили продукты, потому что, летом там было прохладно, а зимой, когда, были морозы и земля промерзала, через доски поступало тепло от печки, поэтому температура там всегда была одинаковая, как в наших холодильниках.
В: Ребята, а это что за предмет? Для чего он нужен?
В:Правильно ребята прялка, женщины из шерсти пряли шерстяные нитки.
В: Что еще необходимо к прялке, чтобы прясть нитку?
В: Верно, веретено (показ веретена).
Вот такое было место у русских хозяек.
В: Ребята, в старину русские люди много работали, но они ведь еще и отдыхали.
Есть даже известная пословица, кто нам скажет какая?
«Делу время, потехе час».
В: Кто знает, как люди проводил свободное время?
В:Правильно, пели песни, водили хороводы, играли в игры.
В: В русской избе находятся предметы, которые помогали хозяйке в ее труде.
В: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, что это такое?
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра (коромысло).
Воспитатель показывает коромысло.
В: Правильно, это коромысло.
В: Как вы думаете для чего нужно коромысло?
В: Верно. На большую дугу с крючками вешались ведра, клали его на плечо и было легче носить воду.
В: Ребята, как вы думаете, а это что за предмет, для чего он был нужен?
В: Правильно рубель, он использовался для выколачивания- стирки и глаженья белья, отжатое белье наматывали на скалку и раскатывали, да так, что плохо постиранное белье становилось белоснежным, даже пословицу придумали: «Не мытьем, а катаньем».
Воспитатель показывает рубель.
Послушайте загадку:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар).
В: Правильно, самовар всегда стоял на столе. Утром хозяйка вставала, топила печь, затапливала самовар.
В: Ребята, как вы думаете, почему я сказала, затапливала самовар? - В: Правильно потому что самовар то же топили, как и печку, только топили его щепой, то есть щепками от дров. (показ щепки).
Малоподвижная русскую народную игру игра «Дядюшка Трифон»
После игры дети подходят к столу.
Рефлексия
Вам понравилось наше занятие?
Скажите пожалуйста, что интересного мы с вами увидели и узнали сегодня?
Продуктивная деятельность изготовление предметов быта из пластилина по выбору детей.
Дети мастерят посуду: кринки, кувшины, тарелки, чугунки и др. кухонную утварь, приспособления для печи: кочерга, ухват, ведра, коромысло,топор и т. д.