Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Быт русской семьи»

Аноним
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Быт русской семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Быт русской семьи»

Автор составитель: воспитатель: Коваль Н. Н. первой категории

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

2. Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Быт русской семьи“» размещена в разделах

3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками. Новыми словами: подполье, чулан, наблюдники- полки для посуды, бабий кут, красный угол, щепа, божница, рушник, скалка.

4. Актуализировать и дополнить знания детей о предметах русского быта: печь, чугун, ухват, кочерга, рубель, кринка, прялка, коромысло, самовар, домовой, стол.

5. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

6. Воспитывать интерес и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям, интерес к русскому фольклору.

Оборудование: музей «Русская изба» с предметами быта.

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель с детьми входит в музей.

В: Ребята, сегодня мы снова пришли в наш музеи «Русской избы».

В: Посмотрите внимательно, что видел человек, когда заходил в избу с улицы?

В: Ребята в русской избе был главный угол. Его называли «красный угол».

В: Почему этот угол называли «красным»?

В: Верно, красный означает красивый.

В: Что еще размещали в «красном углу»?

В: В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». (показ рушника, божницы)

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Обеденный стол всегда ставился в красном углу. За столом вся семья - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Дети с воспитателем проходя к печке.

В: Ребята, я вам загадаю загадка, а вы отгадаете, какой предмет в русской избе считался самым важным?

Летом спит

Зимой горит

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь)

В: Почему для русских людей печь была так важна?

В: Чем тополи печь?

Какими дровами считалось лучше топить печь и почему?

В: Правильно, ребята.

Печь была очень важна для людей, они относились к ней с уважением, придумывали про нее пословицы «Догадлив крестьянин на печи избу поставил». В печи готовили пищу, печь обогревала дом, на печи люди спали. В: Как вы думаете, в чем готовили люди?

В: Русские люди готовили в печах, посмотрите в нашей печке есть посуда, в которой готовили. (показывает чугун).

Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, как называется предмет, в моих руках.

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

В: Правильно ребята, это чугун.

В: скажите, почему у него такая необычная форма: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу?

В: Правильно, чтобы его было удобно ставить и вытаскивать из печки.

В: Чем его вытаскивали?

Послушайте загадку:

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

В: Правильно ухват.

Воспитатель показывает действие с ухватом и чугуном.

В: Посмотрите, что это такое стоит на одной ноге?

Посмотрите, какова!

Нрав совсем не робкий.

Я ворочаю дрова

В раскаленной топке. (Кочерга)

В:Правильно, кочерга. А для чего она нужна?

В: Это инструмент для выгребания углей и перемещения дров, чтобы они лучше горели, в печке.

В: Что мы с вами рассматривали?

В: Верно, русскую посуду

В: У вас дома есть посуда? Где она находится?

В: Посуда находится на кухне.

В: Давайте с вами поиграем в русскую игру «Кухня».

Русская народная игра «Кухня»

В: Больше всего времени у печи проводила хозяйка.

В: Как вы думаете, как называлось место у печи для хозяйки дома?

В: Ее место у печи называлось «бабий кут» или «женский угол». Иногда люди, это место, которое находилось около печки, отгораживали досками или занавесками и получалась маленькая комнатка, которую называли чулан. Здесь хозяйка готовила еду. Около печи было много полок, в старину их называли не полки а «наблюдники», на них вдоль стен стояла посуда: миски, блюда, солонки.

В: Посмотрите ребята, а как этот предмет называется.

В: Правильно кринка - в нее наливали молоко, квас, воду.

В: Как вы думаете где хранили молоко, продукты, чтобы они не портились?

У нас с вами сейчас есть холодильники, а раньше в древности холодильников не было.

В: Ребята, продукты хранили в специальном месте, которое называлось подпол. Называли так, потому что оно находилось под полом. В земле под полом дома рыли яму и там хранили продукты, потому что, летом там было прохладно, а зимой, когда, были морозы и земля промерзала, через доски поступало тепло от печки, поэтому температура там всегда была одинаковая, как в наших холодильниках.

В: Ребята, а это что за предмет? Для чего он нужен?

В:Правильно ребята прялка, женщины из шерсти пряли шерстяные нитки.

В: Что еще необходимо к прялке, чтобы прясть нитку?

В: Верно, веретено (показ веретена).

Вот такое было место у русских хозяек.

В: Ребята, в старину русские люди много работали, но они ведь еще и отдыхали.

Есть даже известная пословица, кто нам скажет какая?

«Делу время, потехе час».

В: Кто знает, как люди проводил свободное время?

В:Правильно, пели песни, водили хороводы, играли в игры.

В: В русской избе находятся предметы, которые помогали хозяйке в ее труде.

В: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете, что это такое?

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло).

Воспитатель показывает коромысло.

В: Правильно, это коромысло.

В: Как вы думаете для чего нужно коромысло?

В: Верно. На большую дугу с крючками вешались ведра, клали его на плечо и было легче носить воду.

В: Ребята, как вы думаете, а это что за предмет, для чего он был нужен?

В: Правильно рубель, он использовался для выколачивания- стирки и глаженья белья, отжатое белье наматывали на скалку и раскатывали, да так, что плохо постиранное белье становилось белоснежным, даже пословицу придумали: «Не мытьем, а катаньем».

Воспитатель показывает рубель.

Послушайте загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар).

В: Правильно, самовар всегда стоял на столе. Утром хозяйка вставала, топила печь, затапливала самовар.

В: Ребята, как вы думаете, почему я сказала, затапливала самовар? - В: Правильно потому что самовар то же топили, как и печку, только топили его щепой, то есть щепками от дров. (показ щепки).

Малоподвижная русскую народную игру игра «Дядюшка Трифон»

После игры дети подходят к столу.

Рефлексия

Вам понравилось наше занятие?

Скажите пожалуйста, что интересного мы с вами увидели и узнали сегодня?

Продуктивная деятельность изготовление предметов быта из пластилина по выбору детей.

Дети мастерят посуду: кринки, кувшины, тарелки, чугунки и др. кухонную утварь, приспособления для печи: кочерга, ухват, ведра, коромысло,топор и т. д.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по мотивам русской народной сказки «Лиса и Волк»Конспект интегрированного занятия по мотивам русской народной сказки «Лиса и Волк» Конспект занятия по мотивам русской народной сказки "ЛИСА И ВОЛК" ПЛАН 1. Приветствие гостей. 2. Чтение сказки с просмотром слайдов. 3.

Конспект интегрированного занятия по приобщению к русской культуре «В тереме-светлице» Ход занятия: Дети входят в группу, где создан уголок русской избы: печь, стол, накрытый скатертью, самовар, прялка, чугунок, ухват, колыбель,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в группе раннего возраста по русской народной сказке «Колобок» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в группе раннего возраста (по русской народной сказке «Колобок»). Цель: Закреплять в.

Конспект интегрированного занятия. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад «Колосок» р. п. Красные Баки Конспект открытой НОД в первой младшей группе.

Конспект НОД «Традиции и быт кубанского казачества» в подготовительной группе Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Конспект занятия в старшей группе «Быт Древней Руси» Тема: «Быт Древней Руси» Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи. Задачи: Образовательные: Познакомить детей.

Конспект занятия по экономике в подготовительной группе «Бюджет семьи» Конспект занятия по экономике в подготовительной группе Тема: «Бюджет семьи». Цель. Ввести детей в мир экономических отношений. Задачи:.

Конспект занятия в средней группе «Быт кубанских казаков» КОНСПЕКТ ООД в средней группе «Быт кубанских казаков» Задачи: Продолжать знакомить воспитанников с жизнью и бытом Кубанского казачества.

Конспект интегрированного занятия «День семьи, любви и верности» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «День семьи, любви и верности» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «День семьи, любви и верности» во второй младшей группе Цель: -Познакомить детей с праздником семьи.

Конспект занятия «Традиции моей семьи» в подготовительной группе Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Быт русской семьи»
Опубликовано: 24 декабря 2018 в 20:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Быт русской семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Аноним в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД