МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа

Ольга Богатырева
Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи.

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения, интереса к обычаям старины, к русскому фольклору; воспитание трудолюбия, чувства коллективизма.

Развивающие задачи: обеспечить развитие психических процессов (внимание, память, мышление, художественного вкуса, фантазии, творческого воображения.

Обучающие задачи: способствовать расширению представлений детей о старинных семейных обычаях, закреплению знаний старинных русских имен.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Семейные обычаи на Руси“, Подготовительная к школе группа» размещена в разделах

Обогатить словарный запас:

существительные: оберег, тезка, колыбелька;

определения: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.

Предшествующая работа:

- беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;

- изготовление мешочков-оберегов;

- индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»;

- выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени;

- посещение музея;

- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

- организация и проведение с детьми русских народных игр.

Оборудование и материалы:

•аудиозаписи с русской народной музыкой;

•атрибуты зимнего леса;

•атрибуты русской зимы;

•кукла и колыбелька;

•уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце;

•русская рубашка;

•кусочек хлеба и соли;

•мешочки-обереги;

•клей, различные семечки, орешки, кукуруза, фасоль, монетки.

Ход занятия

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать?

Приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, что вы видите в нашем лесу?

Дети: Снег, деревья, волшебный камень.

Воспитатель: Дети, что же это за камень? А камень - не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

«Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь - в чужую группу попадешь.

Направо пойдешь - много интересного найдешь».

Дети, куда же пойдем?

Дети: Направо (или налево).

Воспитатель: А где правая (левая) сторона?

Дети показывают.

Воспитатель: Ну, что же, в путь!

Мы шагаем по сугробам

По сугробам белолобым

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в кубанскую горницу.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

Рассматривают в комнате окружающие предметы.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. С давних времен, когда ребенок рождается, до крещения его называли Богдан, что означало «Богом данный». Имя новорожденному давал в церкви при крещении священник. Он выбирал имя святого, чей день памяти отмечался в этот день. Обычно батюшка называл имена святых, а родственники выбирали имя. Ребята, можно ли было одинаковыми именами называть людей в одной семье?

Дети: Предки считали, что у ангела- хранителя нет сил беречь в семье 2 человек.

Воспитатель: Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, а вы знаете русские старинные имена? Давайте поиграем в игру. Я буду называть современное имя, а вы это же старинное.

Иван - Иоанн, Антон - Антоний, Игнат - Игнатий, Андрей - Андриан, Захар - Захарий, Макар - Макарий, Семен - Симеон, Дмитрий - Димитрий.

Воспитатель: А в каких именах отражена внешность младенца?

Дети: Беляй, Чернуха, Уголек.

Воспитатель: А в каких именах отражен порядок появления детей на свет?

Дети: Первой, Починок, Старшой, Второй, Вторышка, Третьяк,

Четырь, Четвертуня, Четвертенок, Пятой, Пятыш, Пятак, Шестерка,

Семой, Семко, Семуша, Осмак, Девятой, Девятка, Десятка

Воспитатель: Давайте придумаем старинное имя нашему ребеночку.

Дети предлагают имена, выбирают одно имя- ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель: А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Это имя обозначает «хозяин земли». Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много - много земли и чтобы он богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Ольга - от скандинавского имени Хельга- священная. Энергия имени склоняет Ольгу уделять много внимания себе самой и своим внутренним переживаниям, не стремясь показать их окружающим.

Дарья - от персидского слова «сильная». Дарья - имя звонкое и жизнерадостное. Активность в характере Даши проявляется с самого детства. Она может часами сосредоточенно заниматься своими игрушками и резко переключить свой интерес на что-либо другое, превратившись из тихой девочки в маленького и шумного ребёнка.

Кирилл - от греческого слова «повелитель». Чаще всего Кирилл любит хорошую компанию, хотя и предпочитает держаться в ней самостоятельно. Характер Кирилла наделяет такими полезными качествами, как способность к терпеливому труду, самостоятельность, работоспособность, умение держаться в коллективе.

Егор - от греческого имени Георгий. Дословно означает «земледелец». Чаще всего люди с этим именем являются довольно замкнутыми. Незлой ха-рактер Егора обеспечит ему множество друзей.

Евгений - от греческого слова «благородный». Женя чересчур непоседлив, но и тихоней его тоже не назовешь. С самого детства Евгений придает огромное значение тому, как он выглядит в глазах окружающих.

Андрей - от греческого слова «мужественный». Андрей - веселый, за-водила, душа компании. Когда ему грустно или тяжело, в общении с людьми Андрей легко находит заряд бодрости. С Андреем не только легко общаться, но также можно и поспорить.

Юлия - ей нравится быть заводной, состояние покоя вызывает у нее скуку и лень. Имя похоже на слово юла. Для Юлии характерна капризность и упрямство.

София - от греческого слова «мудрая». София – имя глубокое, серьезное. С детства Софья растет старательным, усидчивым ребенком, трудолюбивая, но учеба может даваться ей нелегко.

Кристина - от греческого слова «посвященная Христу». Часто Кристина весьма болезненно реагирует на замечания в свой адрес, зато от комплиментов может растаять. Те родители, которые дают своей дочери имя Кристина, уже предполагают в ней непохожесть на простых девочек.

Валерия - от латинского слова «бодрая, крепкая». Валерия - подвижная, веселая, вспыльчивая. Нельзя сказать, что она очень обидчивый человек.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас интересные имена. А какие есть по-словицы об именах?

Дети: Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.

По имени и житье.

Человек имя свое знает.

Человек дается имени, а не имя человеку.

Сын не родился, а ему уже имя дали.

С именем Иван, а без имени болван.

Воспитатель: Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети: Тезки.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает знаменитых людей, у которых такое же имя, как и у вас?

Дети:

Андрей Рублев - иконописец.

Дарья Донцова - писательница.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Егор Гайдар - политик.

Евгений Петросян - знаменитый народный юморист.

Евгений Плющенко- известный мастер спорта по фигурному катанию.

София Ротару- певица.

Кристина Орбакайте- певица.

Валерия- певица.

Воспитатель: Молодцы! Если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными, Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети: Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным- давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка купали в первый раз. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек.

Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?

Дети: Привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель кладет зернышки.

Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: Будь всегда сыт.

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает девочкам искупать Егорушку.

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети: Одевали.

Воспитатель: А во что одевали ребеночка?

Дети: В отцову рубашку.

Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: Красивая, праздничная.

Воспитатель: Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали рубашку ро-дители?

Дети: Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки?

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли.

Воспитатель: Вы знаете, что на Руси хлебом- солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Мы тебя ждали!»

Воспитатель: Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: Пели колыбельную.

Воспитатель: А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения - весной, в апреле. А ваш?

Дети перечисляют дни рождения.

Воспитатель: Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки - и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед

Воспитатель: Да, это так, он защищал от беды. Послушайте, как звучит слово «оберег» - оберегает. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Тогда предлагаю сесть за столы.

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям.

Воспитатель: Давайте вспомним, что означает каждый предмет, которым мы будем украшать мешочки-обереги?

Дети: Монетки, чтобы быть богатым, бублик - чтобы быть сытым, орешки - для ума, кукуруза - для здоровья детей, семечки и фасоль - для благополучия семьи.

Во время работы проводится игра.

Воспитатель: Дети, станьте в круг, я буду передавать мяч по кругу, а вы будете называть ласково свои имена. Теперь мяч передаю в другую сторону, а вы называете свое имя, как оно будет звучать, когда вы вырастите.

После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность.

Воспитатель: А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети: - Никогда не болей, будь здоров

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП для детей 6–7 лет (подготовительная группа) Тема: «Раньше – позже» Цель: 1. Уточнить временные представления (раньше - позже, закрепить умение устанавливать последовательность.

Конспект интегрированного занятия «Рыбы» (подготовительная группа) Конспект интегрированного занятия по теме: «Аквариумные рыбы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и расширить знания детей о жизни.

Конспект интегрированного занятия по экологии «Фотопутешествие в Алтайский заповедник» (подготовительная к школе группа) Тема «Фото-путешествие в Алтайский заповедник!» Цель: Создание условий для расширения кругозора детей, положительного отношения к родной.

Конспект занятия «Прогулка по городу» (подготовительная к школе группа) «Прогулка по городу» образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы (формирование элементарных математических представлений).

Наши фото праздника, как мы Старый Новый год отмечали. Старинные обычаи на Руси.Наши фото праздника, как мы Старый Новый год отмечали. Старинные обычаи на Руси. Так мы с детьми Старый Новый год отмечали : и песни пели у елочки, и стихи ей рассказывали и танцы красивые демонстрировали. "Опять ты.

Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе детского сада. НОД «Семейные обычаи на Руси» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Семейные обычаи на Руси» Автор конспекта.

Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа)Праздник «Осень на Руси!» (подготовительная к школе группа) Очень весело мы встретили яркую, разноцветную, урожайную осень. Читали стихи, пели песни и танцевали для осени, восхваляя ее, радуясь ей.

Проект «Уста — частица святой Руси» (подготовительная к школе группа) Актуальность В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и проекта Стратегии развития.

Конспект занятия «Звуки [Б] [Б’]. Буква Б» (подготовительная к школе группа) Программное содержание. Образовательные задачи: познакомить детей с буквой – Б – закрепление правильного произношения.

Конспект занятия «Звук [И] и буква И». Подготовительная к школе группа Цель: 1. Знакомство с правилами артикуляции звука «И» 2. Развитие графических навыков 3. Развитие мелкой и крупной моторики 4. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа
Опубликовано: 16 января 2017 в 15:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Богатырева (УИ 435293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД