Ольга Богатырева
Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи.
Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения, интереса к обычаям старины, к русскому фольклору; воспитание трудолюбия, чувства коллективизма.
Развивающие задачи: обеспечить развитие психических процессов (внимание, память, мышление, художественного вкуса, фантазии, творческого воображения.
Обучающие задачи: способствовать расширению представлений детей о старинных семейных обычаях, закреплению знаний старинных русских имен.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Семейные обычаи на Руси“, Подготовительная к школе группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
Обогатить словарный запас:
существительные: оберег, тезка, колыбелька;
определения: старинный, деревянный, расписной, узорчатый.
Предшествующая работа:
- беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;
- изготовление мешочков-оберегов;
- индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»;
- выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени;
- посещение музея;
- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
- организация и проведение с детьми русских народных игр.
Оборудование и материалы:
•аудиозаписи с русской народной музыкой;
•атрибуты зимнего леса;
•атрибуты русской зимы;
•кукла и колыбелька;
•уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце;
•русская рубашка;
•кусочек хлеба и соли;
•мешочки-обереги;
•клей, различные семечки, орешки, кукуруза, фасоль, монетки.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать?
Приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, что вы видите в нашем лесу?
Дети: Снег, деревья, волшебный камень.
Воспитатель: Дети, что же это за камень? А камень - не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
«Налево пойдешь - далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь - в чужую группу попадешь.
Направо пойдешь - много интересного найдешь».
Дети, куда же пойдем?
Дети: Направо (или налево).
Воспитатель: А где правая (левая) сторона?
Дети показывают.
Воспитатель: Ну, что же, в путь!
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в кубанскую горницу.
Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
Рассматривают в комнате окружающие предметы.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. С давних времен, когда ребенок рождается, до крещения его называли Богдан, что означало «Богом данный». Имя новорожденному давал в церкви при крещении священник. Он выбирал имя святого, чей день памяти отмечался в этот день. Обычно батюшка называл имена святых, а родственники выбирали имя. Ребята, можно ли было одинаковыми именами называть людей в одной семье?
Дети: Предки считали, что у ангела- хранителя нет сил беречь в семье 2 человек.
Воспитатель: Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, а вы знаете русские старинные имена? Давайте поиграем в игру. Я буду называть современное имя, а вы это же старинное.
Иван - Иоанн, Антон - Антоний, Игнат - Игнатий, Андрей - Андриан, Захар - Захарий, Макар - Макарий, Семен - Симеон, Дмитрий - Димитрий.
Воспитатель: А в каких именах отражена внешность младенца?
Дети: Беляй, Чернуха, Уголек.
Воспитатель: А в каких именах отражен порядок появления детей на свет?
Дети: Первой, Починок, Старшой, Второй, Вторышка, Третьяк,
Четырь, Четвертуня, Четвертенок, Пятой, Пятыш, Пятак, Шестерка,
Семой, Семко, Семуша, Осмак, Девятой, Девятка, Десятка
Воспитатель: Давайте придумаем старинное имя нашему ребеночку.
Дети предлагают имена, выбирают одно имя- ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель: А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Это имя обозначает «хозяин земли». Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много - много земли и чтобы он богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Ольга - от скандинавского имени Хельга- священная. Энергия имени склоняет Ольгу уделять много внимания себе самой и своим внутренним переживаниям, не стремясь показать их окружающим.
Дарья - от персидского слова «сильная». Дарья - имя звонкое и жизнерадостное. Активность в характере Даши проявляется с самого детства. Она может часами сосредоточенно заниматься своими игрушками и резко переключить свой интерес на что-либо другое, превратившись из тихой девочки в маленького и шумного ребёнка.
Кирилл - от греческого слова «повелитель». Чаще всего Кирилл любит хорошую компанию, хотя и предпочитает держаться в ней самостоятельно. Характер Кирилла наделяет такими полезными качествами, как способность к терпеливому труду, самостоятельность, работоспособность, умение держаться в коллективе.
Егор - от греческого имени Георгий. Дословно означает «земледелец». Чаще всего люди с этим именем являются довольно замкнутыми. Незлой ха-рактер Егора обеспечит ему множество друзей.
Евгений - от греческого слова «благородный». Женя чересчур непоседлив, но и тихоней его тоже не назовешь. С самого детства Евгений придает огромное значение тому, как он выглядит в глазах окружающих.
Андрей - от греческого слова «мужественный». Андрей - веселый, за-водила, душа компании. Когда ему грустно или тяжело, в общении с людьми Андрей легко находит заряд бодрости. С Андреем не только легко общаться, но также можно и поспорить.
Юлия - ей нравится быть заводной, состояние покоя вызывает у нее скуку и лень. Имя похоже на слово юла. Для Юлии характерна капризность и упрямство.
София - от греческого слова «мудрая». София – имя глубокое, серьезное. С детства Софья растет старательным, усидчивым ребенком, трудолюбивая, но учеба может даваться ей нелегко.
Кристина - от греческого слова «посвященная Христу». Часто Кристина весьма болезненно реагирует на замечания в свой адрес, зато от комплиментов может растаять. Те родители, которые дают своей дочери имя Кристина, уже предполагают в ней непохожесть на простых девочек.
Валерия - от латинского слова «бодрая, крепкая». Валерия - подвижная, веселая, вспыльчивая. Нельзя сказать, что она очень обидчивый человек.
Воспитатель: Молодцы, какие у вас интересные имена. А какие есть по-словицы об именах?
Дети: Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
По имени и житье.
Человек имя свое знает.
Человек дается имени, а не имя человеку.
Сын не родился, а ему уже имя дали.
С именем Иван, а без имени болван.
Воспитатель: Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети: Тезки.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает знаменитых людей, у которых такое же имя, как и у вас?
Дети:
Андрей Рублев - иконописец.
Дарья Донцова - писательница.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Егор Гайдар - политик.
Евгений Петросян - знаменитый народный юморист.
Евгений Плющенко- известный мастер спорта по фигурному катанию.
София Ротару- певица.
Кристина Орбакайте- певица.
Валерия- певица.
Воспитатель: Молодцы! Если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными, Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети: Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным- давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка купали в первый раз. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек.
Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?
Дети: Привыкай к домашнему теплу.
Воспитатель кладет зернышки.
Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?
Дети: Будь всегда сыт.
Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель предлагает девочкам искупать Егорушку.
Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Воспитатель: А во что одевали ребеночка?
Дети: В отцову рубашку.
Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети: Красивая, праздничная.
Воспитатель: Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель: А что приговаривали, когда одевали рубашку ро-дители?
Дети: Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети: Укладывали спать.
Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель: А что же такое колыбелька?
Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки?
Дети: Деревянная, расписная.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли.
Воспитатель: Вы знаете, что на Руси хлебом- солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Мы тебя ждали!»
Воспитатель: Положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети: Пели колыбельную.
Воспитатель: А что такое колыбельная?
Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения - весной, в апреле. А ваш?
Дети перечисляют дни рождения.
Воспитатель: Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки - и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед
Воспитатель: Да, это так, он защищал от беды. Послушайте, как звучит слово «оберег» - оберегает. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Тогда предлагаю сесть за столы.
Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям.
Воспитатель: Давайте вспомним, что означает каждый предмет, которым мы будем украшать мешочки-обереги?
Дети: Монетки, чтобы быть богатым, бублик - чтобы быть сытым, орешки - для ума, кукуруза - для здоровья детей, семечки и фасоль - для благополучия семьи.
Во время работы проводится игра.
Воспитатель: Дети, станьте в круг, я буду передавать мяч по кругу, а вы будете называть ласково свои имена. Теперь мяч передаю в другую сторону, а вы называете свое имя, как оно будет звучать, когда вы вырастите.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность.
Воспитатель: А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети: - Никогда не болей, будь здоров
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.