Юлия Тарасова
Конспект интегрированного занятия с использованием STEM-оборудования по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с использованием STEM-оборудование по нравственно- патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
«Русская изба»
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием STEM-оборудования по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).
2. Формировать представление об облике русской деревни.
3. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.
4. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
6. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Оборудование: Интерактивная доска, мультистудия, лего-конструктор, блоки Дьеныша, палочки Кьюзнера, система Фребеля, кубик Никитина, мини-робот Вее-Воt «Умная пчела», лупы, блюдце, стаканы с водой, мука, атрибуты русского быта.
Предварительная работа: беседы, просмотр презентации, чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Зал украшен под русскую избу. Зал разбит на 5 зон:
1зона: Стол с картой путешествия (загадки и пословицы) и мини-роботом Вее-Воt «Умная пчела»
2зона: Стол с мультистудией «Я творю мир»
3зона: Стол для конструирования.
4зона: экспериментирование.
5зона: сложи узор (кубики Никитина)
Дети входят в зал под русско-народную музыку.
Воспитатель : Слава нашей стороне,
Слава русской
И про эту старину
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Ребята сегодня мы с вами перенесёмся в далёкое прошлое, когда жили наши с вами предки, прабабушки и прадедушки.
А поможет нашему путешествию мышка- Норушка из сказки. Куда она покажет, туда мы и направимся. Только мышка наша не простая, нам надо ее запрограммировать. (мини-робот Вее-Воt «Умная пчела») Дети подходят к столу с загадками и пословицами. На столе подготовлены схемы программирования мышки.
Загадка
В ней живёт простой народ,
Пашет, сеет, хлеб печёт,
Улиц мало даже так,
Что бывает лишь одна! (Деревня)
Ответы детей.
Воспитатель : Правильно ребята раньше люди жили в небольших поселениях которые назывались -деревнями. В деревнях могла быть одна улица, а бывало и больше. Деревни были окружены лесом, полями, рекой. Посмотрите (указывает на интер. доску) у нас тоже есть лес, река -осталось только построить деревню.
Воспитатель предлагает детям построить дома из конструктора и блоков Фребеля. Уточняет с детьми какие были дома (деревянные, одноэтажные).
Воспитатель : Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким. Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило.
Ребята, а давайте построим с вами горницу в избе. (один или двое из детей строят горницу на столе). В одной избе могло жить несколько поколений. Посмотрите, сколько человек живет в нашей с вами избе. (расставляет на столе перед интерактивной доской фигурки людей (бабушка, дедушка, папа,мама и 5 детей разного возраста). В семьях было много детей, все они жили дружно: помогали по дому, друг другу, заботились о младших в семье, помогали старшем.
Воспитатель : Молодцы ребята! Посмотрите, а мышка еще нам что-то приготовила.
Дети подходят к столу с роботом и выполняют следующее задание. Мышка указывает на поговорку :
«Без печи, и изба не изба»
Воспитатель : Ребята, как вы думаете о чем идет речь? (ответы детей)
Воспитатель :
• А как вы думаете почему она занимала так много места?
• А какая польза от печи?
• Каким цветом была печь?
«То она печёт блины, то показывает сны» (ответы детей)
Воспитатель : К печи относились с большим уважением: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».
Посмотрите наша горница пустая, что в ней не хватает? (ответы детей)
Тогда давайте ее построим. (какой формы печь, зачем она такая длинная,- вопросы задаются по ходу строительства) (дети строят за столом, 1-2 у большого стола (система Фребеля)
Воспитатель : Ну вот, и печь у нас готова. Давайте посмотрим,что еще нам припасла мышка?
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель : Ребята,про что это говорится? (ответы детей). Правильно про хлеб, пироги. Раньше хлеб пекли сами в печки. А,что нужно чтобы испечь хлеб. (ответы детей).
Ребята смотрите,у нас тоже есть мука. Давайте,ее рассмотрим. (Дети переходят в зону экспериментирования). На столе стоят тарелочки с мукой, ложки, тарелочки пустые, вода.
ОПЫТ 1. «Мука безвкусная»
А теперь давайте попробуем муку на вкус. Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус? (Ответы детей)
- Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая, не кислая. Значит, у муки нет вкуса. Она безвкусная.
ОПЫТ 2. «Мука белая, мягкая, пушистая, мука имеет свой особенный запах».
Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету? (белая.)
Потрогайте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая.)
Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный)
- Мука имеет запах.
ОПЫТ 3. «Мука сыпучая, сухая, рассыпчатая».
- Возьмите стакан муки и пересыпьте из стакана, высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)
- Значит мука какая? (Мука сыпучая).
- Еще как можно сказать про муку, какая она? (Рассыпчатая).
ОПЫТ 4. «На муке можно рисовать»
- Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку.
- Как вы думаете можно ли на муке рисовать. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем.
- Оказывается на муке можно писать и рисовать.
ОПЫТ 5. «Мука не растворяется в воде»
-В стакан с водой добавляем немного муки и размешиваем. Видим, что мука не растворяется.
ОПЫТ 6. «Преображение муки в тесто» (уже готовое соленое)
-Ребята, а что можно сделать из муки? (тесто)
- А что нам понадобиться для этого? (вода, сахар, соль, растительное масло, дрожжи)
- Ребята, какое тесто у вас получилось? (гладкое, мягкое, можно лепить как из пластилина)
- А что можно из него слепить? (пирожки, плюшки, ватрушки)
Дети лепят из теста пироги, баранки,хлеб.
Вот и испекся наш хлеб. А что нам не хватает в избе? Давайте спросим у мышки.
Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
Воспитатель : Как вы думаете, каким должен быть стол в избе? (ответы детей)
А что еще должно быть в избе? (ответы детей)
Дети конструируют мебель из палочек Кьюзенера и лего-конструктора.
В избах не было ни стульев, и кресел, а стояли большие скамейки или лавки. Они были длинные и широкие. На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Раньше все в избе делали своими руками. Зимним вечером вырезали миски, ложки из дерева, девушки вышивали, шили одежду. Когда работали молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Младшие наблюдали за работой старших, учились мастерству.
Воспитатель. : У нас с вами осталось последнее задание от мышки. Давайте посмотрим, что там.
«Делу время, потехе час»
Ребята смотрите мышка предлагает нам попробовать сложить узоры для полотенец и узоры для наличников для нашей избы (кубики Никитина).
Воспитатель : Молодцы славно потрудились, а теперь можно и посмотреть какой мультфильм получился у нас. (Мульт. Снимается по ходу занятия)
Воспитатель : Какое чудесное путешествие у нас получилось. Вам понравилось?
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.
Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.
Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.
Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
Литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
2. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с
3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с. ;
4. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 Н. Е. 5. Веракса, А. Н. Веракса. ,Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
6. Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. ,«Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023 — 128 с.