Селеткова Надежда
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ на тему: «Масленица»
Цель: познакомить детей с народными традициями; развивать творческий потенциал ребенка
Направления: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование, речевое развитие.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ „Масленица“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Оборудование: ноутбук, флешка с презентацией на тему: «Масленица», заготовки сковородок, краски (черная, желтая, коричневая, блины.
Ход занятия:
Воспитатель в костюме скомороха появляется в группе и зазывает детей в круг.
-Ребята, а вы знаете кто я? (Предполагаемые ответы детей: воспитатель, клоун)
- Нет, ребята, я не клоун, я- скоморох Горохович! В давние- стародавние времена так называли людей, которые ярко наряжались и веселили людей. В наше время их называют клоунами.
-А сегодня я вам расскажу про особый праздник, Масленицу. Вот, послушайте стихотворение:
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте!
-Да, ребята, сегодня Масленица. Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Так же, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.
-Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.
-А вы с чем блиночки любите? С какой начинкой вам пекут мама или бабушка? (Ответы детей)
-Ох и вкусные же блинчики пекут ваши мамочки.
-Ребята, а еще на масленицу бывает очень много игр. Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в деревнях, были: кулачные бои; поедание на время блинов; катания на санях; лазанье на столб за призом; игры с медведем; сжигание чучела; купание в прорубях. (Показ презентации)
-Хотите поиграть в некоторые из них? (Ответы детей)
Игра «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
- Понравилась вам игра? (Да)
-Поиграем еще? (Да)
- Ох, ребята, вы наверное устали? Присядьте на стульчики, а я вам расскажу еще много интересного про праздник Масленицу.
-Давным- давно блины не жарили, а выпекали в русской печи, не переворачивая. Известно выражение: «Первый блин комом». А почему именно первый блин комом? Это потому, что при выпечке блинов плохо подготовил сковороду. Сковорода (лучше использовать чугунную) должна быть хорошо прогрета.
- И перед вами лежит сковорода, только она еще не красивая. Ребята, а какого цвета бывает сковорода? (Черная)
-Молодцы! И на ваших столах тоже, лежит черная краска, давайте нарисуем сковороду! (Нарисовать по краю черной краской сковороду, ручку)
- Вот какая у нас получилась чудная сковорода! Так что же на праздник Масленицу пекут на сковороде? (Блины). Все правильно, и мы с вами испечем блинчики, как у наших бабушек (Берем желтую краску и закрашиваем круг внутри сковороды.
- Вот какой у нас блинчик получился. А блинчик какой? (круглы, теплый). На что похож? (на солнышко)
- А что бы наш блинчик был румяным, поджаренным, нам поможет коричневая краска. Возьмем коричневую краску и поставим точки на бинчиках. Вот, молодцы! Ох, и румяные блины у нас получились!
- А еще, как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступления весны и ухода зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.
В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.
Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.
-Ребята, смотрите, кто к нам идет! (входит помощник воспитателя, в наряде Весны, с угощением (блины)
-Это же Весна- красна!
Весна - А вот и я, Весна- красна! Бужу я землю ото сна,
Наполняю соком почки, на полях рощу цветочки,
Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход,
Всюду: в поле и в лесу, людям радость я несу.
Кто друг весне, спеши ко мне!
В- Вам ребята я приготовила игры и угощение. Поиграем со мной? (Да)
Игра «Бубенцы» (колокольчики)
Это старая русская игра, она отлично подойдет для праздника Масленицы. Играющие встают в кpуг. Hа середину выходят двое – один с колокольчиком, а другому завязывают глаза.
Все остальные поют:
«Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!»
После этих слов “жмуpка” должен по звуку колокольчика догадаться и поймать увертывающегося от него участника с колокольчиком. Когда участник с колокольчиком пойман, он становится “жмуркой”, а предыдущий “жмурка” превращается в обычного игрока.
- Понравилась игра (Да)
Весна- Солнце стало ярче светить.
Скоро зимушке не быть.
Будем с вами весну зазывать.
Масленицу народную отмечать.
-Ребята, а хотите еще со мной поиграть. Я знаю очень интересную игру:
Подвижная игра «Карусель» Ход игры.
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.
Весна спрашивает что дети приготовили? (блины) рассматривает, хвалит. И говорит:
Масленица в гости пришла
Всем блиночков принесла.
Вы блиночки ешьте, не стесняйтесь
А с Масленицей, распрощайтесь.
Весна-красна угощает детей блинами.
Дети благодарят Весну-красну за блины. Прощаются!