Наталья Ильченко
Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Путешествие капельки — Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия по экологии
в средней группе
Тема: «Путешествие капельки - Капитошки»(экспериментальный деятельность)
Цель: Формировать у детей знания о воде-источнике жизни.
Программные задачи:
Обучающие:
- закрепить знание детей о том, что вода необходима для поддержания и обеспечения жизни всех живых существ: людей, животных и растений;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе „Путешествие капельки — Капитошки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-закрепить знания о том, что вода на морозе превращается в лед, а в тепле лед тает и становится водой.
Развивающие:
- развивать интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в экологических опытах, акциях, проектах;
-развивать тактильные ощущения детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, формировать у детей культуру природолюбия.
- прививать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие», «социально – коммуникационное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно -эстетическое развитие»
Словарная работа: Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
Оборудование:
мультимейдийная презентация, проектор, экран, ноутбук,
кукла - Капитошка; шкатулка, аудиозапись с журчанием дождя, ручейка, воем вьюги, шумом реки; 2 лейки (разного цвета) с теплой и холодной водой; 2 тазика; салфетки и подносы по количеству детей; формочки со льдом; цветок в горшке; прозрачный стакан; бутылка с водой (пробка намазана черной краской); воронка; марля, вата; 2 стола и стулья по количеству детей.
Предварительная работа:
заучивание стихов о воде, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, познавательной литературы о воде, наблюдение в природе, уход за растениями, беседа на тему: «Где можно встретить воду».
Ход занятия:
Воспитатель: (В группе полукругом стоят стулья по числу детей. Перед стульями - стол. Дети заходят под музыку: «С голубого ручейка начинается река…»)
- Ребята, посмотрите, как много сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки и хорошее настроение.
Игровая ситуация.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в царство Волшебницы Воды. Отправимся мы в это путешествие не одни. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Это Капелька - Капитошка. Давайте мы с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй!
Воспитатель: Капитошка, а где ты живешь?
Капитошка :
Про свой дом, я вам загадаю загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в ручейке бежит, шумит.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (чего…
Дети: Без воды.
Капитошка : Правильно, мой дом – вода. Я живу в воде. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Капитошка : А путешествуем мы, капельки, всегда на дождевой тучке. Я и вас приглашаю.
Воспитатель: Ребята, занимаем места на тучке, держимся покрепче, отправимся путешествовать. Сейчас я, открою свой волшебный сундучок, и посмотрим, что же в нем? (Открывает сундучок и звучит аудиозапись с шумом дождя, воспитатель достает кленовый листочек).
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года, как зовется?
Дети: Осень (на экране появляется слайд «Осень»)
Воспитатель: Правильно, осень. Мы оказались в осеннем лесу.
А в моем сундучке еще что то есть, давайте послушаем…
Воспитатель: Что, это так шумит? (ответы детей - дождь)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой дождь идет осенью: теплый или холодный?
Дети: Осенью идет холодный дождь.
Воспитатель: Правильно, осенью идет холодный дождь.
Воспитатель: А когда идет теплый дождик? В какое время года?
Дети: Теплый дождик идет летом, когда тепло.
Исследовательская работа:
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами немного поиграем.
Капитошка спрятал в одной лейке летний дождик, а в другой – холодный осенний. Попробуйте отгадать, где какой дождик.
- Девочки подставьте свои ручки под «дождик» и определите, какой дождик спрятан желтой лейки (Воспитатель поливает девочкам на руки из красной лейки)
Воспитатель: Девочки, какой дождик спрятался в желтой
Воспитатель: Молодцы. Правильно.
- А сейчас мальчики подставят руки под дождь и определят, лейке?
Дети: В желтой лейке спрятался теплый дождик.
какой «спрятался дождик» из красной лейки – теплый или холодный?
(Воспитатель поливает мальчикам на руки из зеленой лейки). Мальчики, а какой дождик спрятался в вашей лейке?
Дети: В красной лейке спрятался холодный дождик.
Воспитатель: В какое время года идет холодный дождик?
Дети: Холодный дождик идет осенью, когда на улице холодно.
Воспитатель: А сейчас вытрите ручки салфетками, аккуратно их положите на место и садитесь на стульчики (дети садятся на свои места).
Капитошка, наши ребята справились с твоим заданием.
- Осенью часто идут дожди и дует осенний ветер. Ребята, давайте встанем и подуем на свои капельки- прирывисто, тихо, сильно.
Капитошка : Молодцы ребята. Мы с вами продолжаем путешествовать. Ребята, закрывайте глаза, а я посмотрю, что интересного еще у меня спрятано в сундучке. (Дети закрывают глаза. Включается фонограмма: звуки вьюги. Воспитатель достает из сундучка снежинку. Капелька прячется. Лейки убираются и на стол ставиться контейнер со льдом. Накрываю тканью Капитошку.)
Воспитатель: Ребята открывайте глазки… (воспитатель читает стихотворение)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Как вы думаете, а в какое время года мы с вами сейчас попали?
Дети: Зима. (на экране слайд «Зима»)
Воспитатель: Правильно, мы оказались в зимнем лесу. Дети, а как вы думаете, что бывает с водой зимой?
Дети: Вода зимой замерзает.
Воспитатель: А во, что она превращается?
Дети: В лед.
Воспитатель: Да, вода зимой превращается в лед. И наш Капитошка испугался, что замерзнет, поэтому и спрятался. Но в подарок он оставил нам чудесные льдинки.
Исследовательская работа.
(На столе контейнер со льдом. Дети встают вокруг стола).
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу. Возьмите в руки по одной льдинке…Потрогайте их.
- Скажите, а какие льдинки? (холодные, мокрые, прозрачные, крепкие, прочные)
(Разные ответы детей. Воспитатель дополняет их. Дети вытирают руки салфеткой).
-Молодцы! Садитесь на стульчики.
Воспитатель: Интересно, что произойдет со льдом, если его подольше оставить в тепле?
Дети: Он растает.
Воспитатель: Во, что он превратиться?
Дети: Лед превратиться воду.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: Потому что в группе тепло.
Воспитатель: Давайте оставим лед на столе и посмотрим, что с ним произойдет позже…
Воспитатель: Мы с вами в зимнем лесу… И, чтобы не замерзнуть мы с вами немного разогреемся.
Физкультминутка: (под музыку - фонограмма «Зимняя пляска»)
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши. /
Ножки мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
/Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой/
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели:
Прыг, прыг, прыг, прыг!
/Дети прыгают на двух ногах. /
Мы с морозом подружились,
Как снежинки, закружились:
Да, да, да, да!
/Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны. /
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и согрелись, и отдохнули. Продолжим наше путешествие. Закройте глазки…. (Воспитатель включает фонограмму с журчанием ручья).
Загадка:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
В какое время мы с вами попали?
Дети: Весна (на экране слайд «Весна»).
Воспитатель: Вот и Капитошка появился.
- Весной оживает природа. Солнышко пригрело, снег со льдом расстаяли, превратились в воду… (смотрят на лед в контейнере)
Появляется трава, на деревьях распускаются листочки, зацветают цветы. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, всем нужна вода. Посмотрите у меня на столе цветок, земля в горшочке совсем сухая. Давайте польем его. Вот у меня и бутылочка с водой (воспитатель берет бутылку с грязной крышкой, встряхивает. Вода от краски на крышке становиться грязной).
- Можно поливать такой грязной водой растения?
Дети: Нет. Они завянут.
Экспериментальная деятельность:
Воспитатель: Мы. с Капитошкой приглашаем вас в лабораторию. И попробуем эту воду вместе с вами очистить. Посмотрите, я беру воронку, кладу в нее ватные диски, и через такой фильтр начинаю пропускать грязную воду (провожу опыт). – Что же у меня получилось?
Дети: Вода становится чище.
Воспитатель: Правильно. Вода прошла через диски, очистилась и процедилась, липкая грязь осталась на стенках ваты. Такой очищенной водой можно поливать цветы, растения будут только рады. Давайте, польем наш цветок (ребенок поливает цветок).
- Ребята, сядем на свои места и продолжим наше путешествие. Закройте глазки… (Воспитатель включает фонограмму с пением птиц).
Загадка:
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило…
Дети: Лето. (слайд «Лето»)
Воспитатель: Вот и попали мы в летний лес. Мы с вами говорили, что летом идет какой дождь?
Дети: теплый дождь идет летом.
Воспитатель: В тёплые летние дни, на небе можно увидеть большую красивую радугу. Радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки. Капельки блестят на солнышке разными цветами. Это настоящее природное волшебство.
Экспериментальная деятельность:
Воспитатель: Ребята, а Капитошка предлагает нам стать на время волшебниками и вместе сделать настоящее чудо - зажечь Радугу. Посмотрите, на подносе стоят стаканчики с водой. Мы с вами должны будем произнести волшебные слова «1,2,3 - Радуга зажгись» и потрясти стаканчик. И произойдет чудо! Попробуем? (дети произносят слова, трясут стаканчик, вода окрашивается).
(Слайд «Радуга»)
-Вот и зажгли мы Радугу!
- А я приглашаю вас на веселый хоровод «Радуга»
(Хоровод «Радуга)
Воспитатель: Вот наше путешествие подходит к концу, во время которого мы узнали много интересного
- Какая бывает вода на ощупь?
Дети: холодная и теплая.
- Во, что зимой превращается вода?
Дети: Зимой вода превращается в лед.
- Что происходит со снегом и льдом в тепле?
Дети: Снег и лед в тепле тают, становятся водой.
-Кому нужна вода?
Дети: Вода нужна людям, растениям, животным и т. д.
- Ребята, воду нужно беречь.
Есть такая пословица:
«Воду попусту не лей - дорожить водой умей» (повторите за мной)
Воспитатель: Капитошка говорит вам всем спасибо и хочет подарить вам капельки из дождевой тучки. Подойди к своим стульчикам и возьмите шарики за веревочку. (воспитатель подходит сзади стульчиков развязывает или отрезает шарики, дарит детям)
- Попрощаемся с Капитошкой, помашем ему рукой на прощанье (дети машут рукой прощаясь)
Воспитатель: Капельки мы отпустим в небо на участке.
- А нам пора возвращаться в детский сад!
Наше занятие окончено. Молодцы!
- Ребята, давайте попрощаемся и с нашими гостями. Скажем всем: «До свидания!»
Дети уходят под музыку: «С голубого ручейка начинается река»)