Людмила Виноградова
Конспект интегрированного занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе «Дерево дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Обобщать и расширять знания детей о дружбе. Приобщать к элементарным
общепринятым нормам взаимоотношений с окружающими.
Задачи:
1. Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, взаимопонимание, сопереживание).
2. Закрепить знание пословиц о дружбе.
3. Учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, объяснять свои суждения.
4. Развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть эмоциональные состояния людей.
5. Совершенствовать культуру речи.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе „Дерево дружбы“» размещена в разделах
- Дерево дружбы
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
6. Развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
7. Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.
8. Побуждать дошкольников к добрым поступкам.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие,
художественно – эстетическое развитие.
Оборудование:
-клубок шерсти яркого цвета
- песня о дружбе, «От улыбки»
- сюжетные картинки
-разрезные картинки
- заготовки для продуктивной деятельности.
Предварительная работа: -
-беседы с детьми о дружбе
- обсуждение проблемных ситуаций
-обсуждение разногласий, возникающих между детьми в группе
-объяснение пословиц о дружбе
- чтение:
А. Дунаева «Дождь»,
С. Козлов «Про ёжика и медвежонка»,
Э. Н. Успенский «Каникулы в Простоквашино»,
В. Драгунский «Денискины рассказы»
К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
-игры: «Скажи соседу комплимент», «Паутинка добрых слов», «Подари подарок», «Опиши друга».
-мирилочки
-Рисование в нетрадиционной технике: ладошками «Дерево дружбы» (коллективная работа)
-Аппликация «Дружат дети всей Земли» (коллективная работа)
Ход НОД:
I ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Паутина добрых слов». (Дети стоят в кругу)
- Ребята, кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям?
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Владику. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
Игра начинается со слов: «Я дарю тебе ( Ответы детей: цветок, солнышко, хорошее настроение, тепло моих руки т. д.)»
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (хорошее, веселое)
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(Дети садятся на стульчики)
- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о дружбе. Послушайте, какую хорошую песню
(Звучит песенка «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и
вьюг…»)
Песенка прерывается телефонным звонком. Дети и воспитатель слышат из телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими
делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Ля – ля – ля,
ля – ля – ля!»
- Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Мы
покажем ей, что умеем дружить.
-Ребята, вы знаете очень много детей в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? Почему?
- А кто знает, чем отличается знакомый от друга? А как ты думаешь? Какое твоё
мнение?
(Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать, уступать, чтобы не
поссориться, быть вежливыми, честными и внимательными, не злиться, если
поссорились, не бояться просить прощения у друга.)
-Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще?
(Собака, кошка и т. д.)
Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных
персонажей. (Ответы детей.) Это сказочные друзья человека.
-А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей).
- Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями, травами,
цветами?
( К ним можно и нужно относиться как к своим друзьям: заботиться о них, не
обижать, беречь.)
-Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и
умел ценит настоящую дружбу.
- Ребята, сегодня я шла утром в детский сад и у входа увидела грустное
одинокое дерево. Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам в группу. (Воспитатель показывает дерево. Дети встают около стола)
На дереве нет листочков. Ребята, а вы хотите, чтобы у дерева появились листочки? Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать)
- Правильно. Мы постараемся стать друзьями этого дерева,
это дерево волшебное и если мы сейчас с вами разгадаем секреты дружбы, то
каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый листок.
-Готовы? Хотите узнать первый дружбы секрет?
(Дети садятся на стульчики)
-Тогда слушайте песенки детской куплет.
1. Первый секрет дружбы.
(Звучит песня «От улыбки»)
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с
улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.
- Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой
или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг
другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие
замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на
душе теплеет.
-Дополните строчку: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба…»
(дополняют)
- Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно. Улыбка.
(на мольберт-символ)
-А вот и первый листок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его
нашему дереву (вешаем листочек на дерево).
2. Второй секрет дружбы.
Есть еще один секрет дружбы. Приготовьтесь рассуждать!
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила. (Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу).-Зачем ты обманула меня Маша?
-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я
сломала твою куклу.
-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
- Вот такая история.
-Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории?
- Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу.
Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий.
-А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает?
(Конечно, нет. Обман может разрушить дружбу.)
-Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу? Честными.
-Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность
(символ прикрепляется на мольберт)
-А вот и еще один листок. Повесим его на дерево.
Сейчас мы с вами поиграем в маленькую игру, которая
называется «Настроение»
.
Физминутка «Настроение»
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём!
(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.)
(Дети садятся на стульчики)
3. Третий секрет дружбы
- Хотите отгадать третий секрет дружбы? Тогда давайте вспомним пословицы о дружбе.
-Нет друга - ищи, а нашел - береги.
-Друзья познаются в беде.
-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.
-Без друга в жизни туго.
-Дружба не гриб, в лесу не растёт.
-Друг дороже денег.
-Без беды друга не узнаешь.
-Старый друг лучше новых двух.
-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
-Чтобы следующий секрет узнать
Предлагаю рассуждать.
На картинки посмотрите,
Что увидите, скажите.
(Дети подходят к мольберту)
Игра «Живые картинки» (нужно посмотреть на картинку и увидеть, о чем она нам рассказывает)
-Посмотрите на картинку и подумайте, могут ли эти дети быть друзьями?
-А почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)
- А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)
-Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.
(На мольберт выставляется символ)
-Давайте подарим ещё один листок нашему дереву.
4. Четвёртый секрет дружбы.
- Хотите узнать четвёртый секрет дружбы? Тогда для вас ещё одно задание.
(Дети проходят и садятся за столы)
- Посмотрите, у меня есть пять разрезных картинок. Разделитесь на команды по 2 человека, каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно в паре вы можете трудиться.
(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)
-Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
-Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы
понимаете эти слова? ( Значит: постоянно ссорятся, ругаются.)
- Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань имеют что – то общее со
словом «дружба»?
- А как, по-вашему, должны жить друзья?
Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!
-Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И
еще один листочек появляется у нашего дерева.
(Дети подходят к столу, на котором стоит дерево)
- Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно красивое! Вы разгадали все секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут листочки вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить. Для того, чтобы дерево было устойчивым ко всем неприятностям, не болело, чувствовало себя хорошо и уверенно, ему нужны крепкие корни. Вот так и человеку нужны крепкие, надежные друзья, как дереву корни. Для него это надежная опора в жизни.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Ребята, у каждого из вас есть верные друзья, поэтому предлагаю вам сесть за столы и нарисовать у своих деревьев столько крепких корней, сколько у вас друзей.
(Дети показывают свои рисунки).
Подведение итогов:
-Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия. И если вдруг вы с другом поругались, присядьте здесь, под деревом в тени.
И вспомните секреты дружбы, их назовите по порядку вы: улыбка, честность, помощь, мир. (называют дети).
-Сейчас вы другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и постарайтесь никогда не ссориться.