Лукшина Светлана
Интегрированное занятие по речевому развитию и ЧХЛ в подготовительной группе «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания"
Цели: учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту; активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
Задачи:
Обучающие:
- учить передавать текст без пропусков и повторений;
- учить разными способами образования степеней сравнения прилагательных и наречий;
Публикация «Интегрированное занятие по речевому развитию и ЧХЛ в подготовительной группе „Пересказ рассказа К, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам;
Развивающие :
- развивать умение передавать впечатления от прочитанного;
- закрепить представление о смене сезонов;
- развивать коммуникативные и речевые навыки.
- развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
- формировать доброжелательность, инициативность.
- воспитывать умение слушать ответы других детей.
- воспитывать интерес к природе.
Материал и оборудование: иллюстрации о временах года, картинки для пересказа, мяч.
Словарная работа: румяный, записная книжка, повеселился вволю, восторг, сенокос, желание.
Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание картин «Времена года», беседы по иллюстрациям к рассказу К. Д. Ушинского.
Ход образовательной деятельности:
В: Дети, я хочу вам загадать несколько загадок. Послушайте и постарайтесь отгадать:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?- спросим,
И ответим вместе: (Осень)
Скоро, скоро прилечу,
На метелях к вам примчу,
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу (Зима)
Дует теплый южный ветер
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся. (Весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке. (Лето)
На каждую отгаданную загадку выставляется картинка со временем года.
В: Дети, скажите, что изображено на картинках? (осень, зима, весна, лето)
- Как можно это назвать одним словом? (времена года).
- А теперь давайте подберем слова-прилагательные подходящие к каждому времени года:
- зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
- весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
- лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
- осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
В: Молодцы! Я вам сейчас прочитаю рассказ про мальчика Митю, как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Ушинский.
- Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.
Воспитатель читает рассказ К. Ушинского «Четыре желания» :
«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весё лый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»
Беседа по произведению:
В: О чем говорится в рассказе? Кто главный герой?
Словарная работа (работа по тексту).
- Дети, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
- Что означает слово румяный? (красный, алый).
- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
- Что значит, восторг (веселье, радость).
- Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)
-Дети, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
- Сколько желаний загадал Митя?
- Куда записывал свои желания Митя?
- Какое первое желание загадал Митя?
- Что делал Митя зимой? (Зимой Митя катался на санках, на коньках)
- Какое второе желание загадал Митя?
- А что он делал весной? (Весной Митя бегал за бабочками, нарвал цветов)
- Какое третье желание загадал Митя?
- Что делал Митя летом? (Летом Митя ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в сене)
- Какое четвертое желание загадал Митя?
- Что делал Митя осенью? ( Осенью Митя собирал плоды: яблоки и груши)
Физкультминутка
- А теперь, дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Назови противоположности».
(дети встают в круг, а воспитатель кидает мяч детям и говорит слова. Дети кидают мяч назад и придумывают антоним - слово противоположное по смыслу)
- Большой - маленький;
- Хороший - плохой;
- Высоко - низко;
- Далеко – близко;
- Толстый - тонкий.
- Чистый - грязный;
- Умный - глупый;
- Болтливый - молчаливый
- Открыто - закрыто.
- Мокрый – сухой.
- Ночь –день. -
- Холодный – горячий;
- Идёт-стоит;
- Говорит-молчит;
- Медленно – быстро;
- Тихо – громко;
- Длинный - короткий;
- Весёлый - грустный; - Длинный- короткий.
- Молодцы! А теперь давайте вспомним рассказ, который читали. Кто хочет рассказать начало рассказа?
Кто продолжит?
Кто будет рассказывать о лете?
Кто закончит рассказ?
(вызвать 4 детей)
- Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.
(рассказы детей)
- Спасибо, дети. Вы точно передали текст.
- А сейчас кто-нибудь один сможет пересказать рассказ целиком.
- Молодцы, дети, очень подробно рассказали.
- Дети, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, а осенью еще лучше.
Давайте поиграем в игру «Подбери слово»
Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя подходящее по смыслу слова.
- утром светло, а днем еще. (светлее)
- осенью холодно, а зимой еще. (холоднее)
- вечером темно, а ночью еще. (темнее)
- трава зеленая, а после дождя еще. (зеленее)
- весной птицы поют звонко, а летом еще. (звонче) и т. д.
Итог ОД.
- Дети, с каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ «Четыре желания»)
- Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.
- Вы сегодня справились с заданием, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Молодцы! Всем спасибо за работу!