Марина Поспелова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственно бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1373»
Группы, реализующие образовательную программу дошкольного образования
Цель:
- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.
Задачи:
- формировать умение классифицировать предметы;
- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;
- формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие, образное представление, эмоциональную сферу детей;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну Красивой речи“» размещена в разделах
Словарная работа: фантазия, солнце, яркое, лучистое, светлое, горячее.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребята, мы с вами каждый день играем, а сегодня у нас будет необычное путешествие, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?
Ответы детей.
А на чем отправимся мы, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на …
Правильно сегодня мы отправимся в путешествие на воздушном шаре, с помощью фантазии.
А что такое фантазия?
Ответы детей.
Фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи (включается музыка).
Закрываем глаза, представляем себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху летим над лесами, полями, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
Основная часть.
Вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это? Перед нами ворота, но мы не можем войти.
Послушайте загадку:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Что мы можем сделать, чтобы открыть замок?
( Сказать волшебные слова: упражнение с пальчиковой гимнастикой)
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок (соединяем руки в замок, переплетаем пальцы)
Кто его открыть бы смог? Покрутили. (Поворачиваем замочек, не расщепляя пальцев)
Потянули. (Раздвигаем в разные стороны ладошки, пальчики по- прежнему сцеплены)
Постучали. (Ладошки хлопают друг о друга, пальцы остаются в замке)
И открыли! (расцепляем ладошки)
Замок открыли, молодцы!
Ой, ребята, здесь письмо!
Письмо: Дорогие, любимые ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что есть у нас, и дома, и леса, и солнышко. Помогите нам расколдовать страну.
Нужно помочь жителям страны. Поможем? (Да)
Ребенок читает загадку:
Среди поля голубого, яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, землю-матушку обходит. Светит весело в оконце. Догадались это (солнце)
А какое это солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков, злые волшебники разбросали лучики)
А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
Надо выполнить задания и собрать все лучики.
Задание 1. С мячом – Назови ласково.
Дети становятся в круг. Возьмите мяч, станьте в центр круга, бросайте мяч каждому участнику поочередно, называя овощ. Игрок, принявший мяч, произносит уменьшительно-ласкательную форму слова, бросает мяч обратно.
• помидор – помидорчик;
• перец – перчик;
• огурец – огурчик;
• капуста – капусточка;
• картошка – картошечка;
• редис – редиска (редисочка);
• чеснок – чесночок;
• лук – лучок;
• репа – репка (репочка);
• патиссон – патиссончик;
• морковь – морковка (морковочка);
• тыква – тыквочка (тыковка).
Задание 2. Назови одним словом.
Играя в эту игру, мы определим, что все ли дети умеют классифицировать объекты по определённым признакам.
Вы согласны? (да).
Ребята, я вам буду показывать карточки с изображением объектов, а вы будете называть их, одним словом.
1. суп, каша, гуляш, кисель; (еда)
2. лошадь, корова, овца, свинья; (домашние животные)
3. курица, гусь, утка, индейка; (птицы)
4. волк, лиса, медведь, заяц; (дикие животные)
5. капуста, картофель, лук, свекла; (овощи)
6. пальто, куртка, шарф, костюм; (одежда)
7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки; (обувь)
Прикрепляем лучик.
Задание 3. Назови признаки.
В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Цель. Учить определять предмет по нескольким признакам.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Ведущий показывает играющим предметную картинку и говорит: «Раз - два - три – признак назови», выбирает того, кто будет отвечать. Например, картинки с изображениями:
• яблоко - зеленое, круглое, сладкое;
• шапка – меховая, теплая, красивая;
• ягоды – красные, кислые, мелкие;
• стол - деревянный, большой, круглый.
Прикрепляем лучик.
Задание 5. Игра «Скажи наоборот»
Чтобы правильно выполнить задания, давайте сделаем разминку и поиграем в игру «Назови, слова противоположенные по смыслу»
День-ночь;
Белый-черный;
• восход — закат;
• добро — зло;
• утро — вечер;
• мир — война;
• огонь — вода;
• труженик — бездельник;
• лето — зима;
• друг — враг;
• правда-ложь;
Прикрепляем лучик.
Задание 6. Физ. минутка.
Вечером девочка Мила (Дети начинают шагать на месте.)
В садике клумбу разбила, (Совершают легкие прыжки.)
Брат ее, мальчик Иван
Тоже разбил… стакан! (Дети хлопают в ладоши.)
Видишь, бабочка летает, (Дети машут руками.)
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети хлопают в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Совершают легкие прыжки.)
За день, за два и за месяц… (Переходят к медленному шагу.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Повторяют хлопки.)
Даже мудрая пчела (Машут руками.)
Сосчитать бы не смогла!
Прикрепляем лучик.
Задание 7. Лепка.
Цель: закрепить приемы лепки: раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипывание, развивать творческие способности.
Ребята, чтобы помочь жителям волшебной страны, мы с вами сейчас будем лепить маленькие солнышки. Лепка солнышек.
Дети выполняют задание и выкладывают их на тарелочку.
Молодцы ребята! Прикрепляется к солнышку последний лучик.
Жители страны говорят нам огромное спасибо! Мы помогли им, выполнили все задания, собрали все лучики. Воспитатель переворачивает макет солнышка. Какое теперь солнышко? ( ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)
Воспитатель говорит пословицу:
При матери - добро, при солнышке – тепло.
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза. (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!
Рефлексия
Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось?
Что было особенно трудно?
Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора!