Кудрявцева Наталья
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Масленица» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Развитие речи» в средней группе.
Воспитатель Кудрявцева Наталья Григорьевна
Тема: «Масленица»
Цель: формировать представление детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция с другими областями: «Познавательное»,
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Масленица“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
«Художественно - эстетическое», «Социально- коммуникативное развитие»
Задачи:
«Речевое развитие»: Обогащать и активизировать словарный запас. Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов);
«Познавательное развитие»: Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты.
«Художественно – эстетическое развитие»: Совершенствовать навыки рисования карандашом, развивать мелкую моторику.
«Социально- коммуникативное развитие»: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа.
Художественное слово:
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Предварительная работа: Дети подготавливают и приносят для своего соседа по парте маленькие подарочки, сделанные своими руками.
Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»
Оборудование: Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.
Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине.
Цветные карандаши. Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой. Круги из бумаги желтого цвета, наклеенные на 1/2 листа белого картона. Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Аудиозаписи: народные.
Ход занятия
Организационная часть: Воспитатель входит в русском народном костюме с чучелом Масленицы.
Воспитатель: Добрый день. К вам дети Масленица пришла. Смех, веселье принесла. Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.
Вводная часть: Воспитатель: А кто знает, почему Масленица Масленицей называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать. Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
Основная часть: Воспитатель берет первый блин.
«Первый блин»
Воспитатель: Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.
Воспитатель: Будем печь блины?
Дети: Да!
Рисование «Испеки блин на сковороде»
Воспитатель: Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик. Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.
Воспитатель: Хорошие у вас блинчики получились, я думаю, Масленице они понравятся.
«Второй блин»
Воспитатель: Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»
Постарайтесь бросить при помощи карандаша снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости. Обсуждаем кто попал, а кто промазал.
«Третий блин» Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.
Рисование «Солнышко»
Блин действительно похож на солнышко. А вот, если нарисовать ему лучи, сходство станет еще большим.
Детям предлагается нарисовать «лучи» желтым карандашом, проговаривая знакомую закличку.
Солнышко покажись.
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Динамическая пауза «Перезвон»
Воспитатель: Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних времен играли именно на Масленицу.
Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков. В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.
Воспитатель: Понравилась игра?
Дети: Да!
Заключительная часть: Воспитатель: А сейчас надо немножко отдохнуть и рассказать Масленице какие бывают блины.
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь бабушку вечером к себе приглашаем, блинами угощаем.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Воспитатель: Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто… (Дети - блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (Дети -блины).
Испекли для дочек - назовем. (Дети - блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (Дети - блинок).
Огромный, как домище - назовем. (Дети - блинище).
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Дидактическое упражнение «Вручи подарок»
Воспитатель: Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок. Посмотрите, как мы с Масленицей обменяемся подарочками:
-Вот тебе Масленица, платочек. Прими, носи на здоровьице.
- Спасибо большое! А вам я блиночки напекла, да с вареньицем.
Дети вручают друг другу подарки, говоря пожелания и слова благодарности.
«Седьмой блин»
Воспитатель: Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Все согласны?
Дети: Да!
Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица- объедуха. Моем руки и кушаем блины.