Наталья Кустова
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема ООД: «Осень».
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид ООД: Речевое развитие.
Возрастная группа : вторая младшая группа.
Цель ООД: Закрепить представления детей об осени, её признаках.
Задачи:
Образовательные:
1)Расширять знания об осени, как времени года
2)Продолжить учить различать признаки осени (холодно, идут дожди, люди надевают теплую одежду, листья меняют цвет, опадают)
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3)Способствовать развитию познавательных способностей
4)Закреплять знания цветов (жёлтый, красный, зелёный)
5)Способствовать развитию голосового аппарата
(произнесение быстро-медленно, тихо-громко);
6) активизировать словарь за счёт слов «шуршат», «шелестят», «дождливая».
Развивающие :
1) развивать умение соотносить речь с движением;
2) развивать слуховую память;
3) развивать моторику артикуляционного аппарата, мелкую мускулатуру пальцев рук.
4)Развивать у детей познавательный интерес к природе посредством рисования, к созданию сюжетных композиций, побуждать к дополнению их деталями, обогащающими изображение. Развивать эстетические чувства, творческие способности.
Воспитательные:
1)Способствовать социально-личностному развитию ребенка, путем формирования позитивного отношения к окружающему миру (каждое время года по-своему прекрасно);
2) формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, игрушка зай, солнышко.
Интеграция образовательных областей:
00 «Речевое развитие» : совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умения более точно характеризовать ситуацию, фразовых и связанных высказываний. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря. Обогащать словарь детей за счет использования слов: корм, перелетные, зимующие. Развивать умение детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. Пополнять и активизировать словарь детей на основе знаний о ближайшем окружении.
00 «Социально-коммуникативное развитие» : Формирование дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься, умения самостоятельно находить общие интересные занятия. Развивать умения оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Развивать сообразительность, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
00 «Познавательное развитие» (ФЭМП, : Развитие восприятия, умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве) Развивать умения группировать объекты по нескольким признакам.
00 «Физическое развитие» : Совершенствование физических качеств в
разнообразных формах двигательной деятельности (физ. минутки). Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения. Развитие самостоятельности, творчества; формирование выразительности и грациозности движений. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Словарная работа: (пишем или активизацию или закрепление в пассивном словаре)
• Активизация существительных : зайчик…
• Прилагательные, характеризующие предмет
• Прилагательные, противоположные по значению: дождливая, солнечнаяи т. д.
Закрепление в пассивном словаре :
Предварительная работа:
00 «Речевое развитие» : чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь», чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, заучивание пословиц о птицах, разучивание стихов, наблюдение за птицами на прогулке, изготовление кормушек, кормление птиц на участке,
просмотр презентации «Зимующие птицы.», рисование перелетных птиц.
00 «Социально- коммуникативное развитие» : развлечение : «Синичкин день», с/ригра «Мы делаем кормушки.», д/игра «Какое время года?».
00 «Познавательное развитие» : наблюдение за листьями на прогулке.
00 «Художественно-эстетическое развитие» : рассматривание репродукций в книгах, иллюстраций об времени года «Осень».
00 «Физическое развитие» : проведение физ минуток, п/игр, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, запись «Голоса птиц в природе.», рисунки детей «Птицы нашего края», маховые и пуховые перья, календарь наблюдений за птицами.
Раздаточный: Листья разного цвета.
Оборудование: экран, проэктор, компьютер.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей:
Групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий, (или выбора разного уровня выполнения одного задания)
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, пояснение, чтение стихов об осени, дидактические игры, загадки.
Наглядный: рассматривание иллюстраций с изображением времен года, рассматривание образца работы.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, использование ИКТ.
Мотив детской деятельности: мотивация сказочное присутствие игровых персонажей (или путешествие или игра или проблемно-игровая ситуация).
Ход ООД
Организационный момент.
(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Осень»)
Дети вместе с воспитателем заходят в группу и видят воздушные шарики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые воздушные шарики!
Кто бы мог прислать их в нашу группу. Вы не знаете?
Дети: Нет, не знаем.
Воспитатель: Ребята, а я кажется, знаю. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?
(Заяц)
(Из-за шариков постепенно виднеются ушки зайчика, а затем появляется и весь зайчик)
Заяц: Правильно, это я серый зайчик, прибежал из осеннего леса. А прислала меня к вам сама королева Осень и велела вам принести эти воздушные шарики.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, зайчик что то нам принёс еще, что это? (листочки)
Зайчик: Ребята, я зайчик еще маленький и об осени знаю мало, не могли бы вы мне рассказать о ней.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем зайчику об осени.
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!» (ребенок)
А рассказать о ней помогут нам шарики. Посмотрите, вот первый шарик с осенним листочком, что мы можем рассказать о листьях осенью?
Дети: Осенью на деревьях листья желтеют и опадают.
Воспитатель: Это природное явление как называется?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Листья осенью (какие?
Дети: Красные, желтые, коричневые, золотые, красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые.
Воспитатель: Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят : «Золотая осень».
Воспитатель: Ребята, а еще листики могут шуршать и шелестеть.
Что умеют делать листики?
( дети закрепляют в речи слова: шуршат, шелестят)
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат» (дети)
Как шуршат, осенние листья?
Дети: ш-ш-ш.
Артикуляционная гимнастика изображают звук: «ш-ш-ш.
Физминутка «Деревья»
Ручки подняли и плавно помашем,
Ветер качает листву.
Вниз опустили, руки встряхнули,
Сбросив на землю листву.
Воспитатель: Небо осенью (какое) серое, хмурое, пасмурное.
Деревья (какие) голые.
Ветер (что делает) дует, задувает. Презентация.
Воспитатель: давайте поиграем с листочками, которые нам принес зайчик.
-Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть.
Проводится дыхательнаяя гимнастика «Сдуем листочки».
Воспитатель: Хотите еще поиграть?
Пальчиковая игра: «Осенние листья»
Вышли пальчики гулять (шагают пальчики)
Стали листья собирать (сжимают кулачки)
- Красный листик
- Желтый листик
- Будем их сейчас считать (хлопают в ладоши)
- Сколько листиков собрали
- 1,2, 3, 4, 5 (загибают пальчики)
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок (музыка) и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету. У меня есть корзинки, все они разного цвета. Нужно взять листочек и положить его в корзинку такого цвета, какого цвета сам листочек.
Д/И «Разложи по цвету»
Воспитатель ставит перед детьми корзинки. Задача детей– разложить листочки соответствующих цветов по корзинкам.
Дети выполняют задание. Молодцы ребята собрали все листочки, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно справились с заданием.
(воспитатель берет второй шар)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к этому шарику прикреплена картинка с изображением дождя и солнышко.
Как вы думаете, что хочет рассказать нам этот шарик об осени?
Дети: Осенью бывает дождь и солнышко.
Воспитатель: Да, правильно. Осенью, когда светит солнышко погода - солнечная, а когда идет дождь погода – дождливая.
Какая погода бывает осенью?
Дети: дождливая, солнечная.
Воспитатель: Ребята, скажите, как капает дождь.
Дети: кап-кап…
Воспитатель: Дождь (что делает) идет, льет, моросит, капает.
Давайте покажем, как звучат капли при сильном дожде и мелком дождике.
(дети при произношении изменяют силу голоса и темп)
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Проводится п/игра «Солнышко и дождик»
(Солнышко - дети играют, дождик - дети прячутся в домик, музыкальное сопровождение «Кап-кап-кап» шоу-группа «Улыбка»)
Воспитатель: Остался еще один шарик с картинкой детей на прогулке осенью. Что же хочет рассказать нам этот шарик? Презентация.
Дети: осенью холодно и мы надеваем куртки и шапки, а когда идет дождь, обуваем резиновые сапоги и берем зонтик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите куклы наши заскучали, они хотят погулять на улице, но не знают, что им надеть. Давайте поможем им.
Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку"
(в игре закрепляем названия предметов одежды и последовательность в одевании)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь наши куклы будут знать, какую одежду надевать осенью.
Воспитатель: Ребята, о чем же рассказали нам воздушные шарики?
Дети: Осенью листья желтеют и опадают, идет дождь, на улице холодно, люди надевают теплую одежду и т. п.
Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце листочками и подарим нашему зайчику. У нас на столе лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад.
Молодцы, за вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами от королевы Осени.
Воспитатель: Зайчик, теперь ты знаешь, какая бывает Осень?
Заяц: Да, спасибо, я много узнал интересного об осени, а теперь побегу в лес рассказать об этом своим друзьям- зайцам.
Воспитатель: подожди, Зайчик, а ты знаешь, что осенью звери готовятся к зимним холодам и зайчики меняют свои шубки.
Мы хотим подарить тебе новую белую шубку, чтоб зимой тебя не смогли заметить на снегу ни волк, ни лиса.
Заяц: Большое спасибо, ребята! А эти воздушные шарики пусть останутся у вас в группе, и вы будете вспоминать о нашей встрече.