Плискунова Лариса Анатольевна
Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Весёлые матрешки»
Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе по познавательному и художественному развитию «Весёлые матрешки»
Подготовила и провела: воспитатель Тазетдинова Лариса Анатольевна
Цель: формировать у детей представления о символах нашей страны России, в частности о русской матрёшке.
Образовательные задачи:
-продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой лепки- пластилинографией;
-закреплять приемы работы с пластилином;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию „Весёлые матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-формировать знания о символах нашей страны.
Развивающие задачи :
- развивать творческие способности детей в технике пластилинография – отщипывание, размазывание на основе, разглаживания готовых поверхностей;
-развивать творческую фантазию, самостоятельность, чувство цвета;
-развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Оздоровительные задачи:
- следить за осанкой детей во время работы.
Материалы и оборудование: заготовки матрешек по количеству детей, наборы пластилина, влажные салфетки.
Методы и приемы работы:
1. Наглядный: использование декораций (музей русской символики, патриотический уголок группы, показ образца работы.
2. Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
3. Практический: выполнение детьми собственной матрешки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов;
- игры с народными игрушками;
- прослушивание русской народной музыки;
- выполнение заготовок для работы;
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Соберемся быстро в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Доброе утро!
Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
Ребята, скажите пожалуйста, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Сегодня мы с вами поговорим о символах нашей страны. Давайте мы с вами подойдем к патриотическому уголку и рассмотрим государственные символы нашей страны.
Государственные символы:
Герб России – Золотой двуглавый орел на красном поле.
Флаг России – Бело-сине-красный флаг.
Белый цвет символизирует совершенство и чистоту;
Синий цвет- это небо и благородство;
Красный цвет-отвага, мужество, героизм.
Гимн России – это главная песня страны.
Воспитатель: мы с вами рассмотрели государственные символы, а есть еще народные символы. Хотите их увидеть?
Дети: да.
Тогда мы с вами отправимся в музей «Народных символов России».
Звучит народная музыка.
Обратите внимание, сколько здесь разных экспонатов.
Народные символы России:
Самовар – русский народ очень любил и любит собираться за большим столом всей семьей и приглашать гостей, чтобы попить чай, поэтому самовар считается символ добра, домашнего уюта и русского гостеприимства.
Балалайка – русский народ еще очень любит веселиться, петь, танцевать, балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку и гармонь.
Валенки – это самая надежная защита от холода, так как в России сильные морозы.
Лапти – Раньше в старину носили вот такую обувь, делали ее из липового лыка
Береза – Береза считается символом России, потому что это любимое дерево многих
россиян, поэты пишут о ней стих и песни, а художники пишут картины. Береза щедро
поила своим соком и лечила от недугов. Ни в одной стране не растут такие красивые березы.
И конечно же наша русская матрешка – Матрешка это один из самых популярных
символов нашей страны. Она считается русским сувениром. Посмотрите, какая красивая, нарядная и весёлая игрушка! Имя «Матрена» раньше было широко распространенным. Отсюда и пошло название – «матрешки».
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.
Воспитатель: Верно. Поэтому это еще и символ материнства.
А сейчас давайте превратимся в матрешек.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Поклон)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (Разводят руками)
В сарафанах ваших пестрых вы похожи словно сестры. (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Я предлагаю вам побыть русскими мастерами и украсить своих матрешек, сделать сувениры для своих мам, т. к. скоро, у нас будет праздник «День матери» Хотите порадовать своих мам?
Дети: да.
Тогда садимся за столы.
2. Практическая часть.
Показ образца и объяснение:
Воспитатель: Посмотрите какая красивая матрешка, она украшена необычным способом с помощью пластилина. Как называется эта техника
Дети: пластилинография.
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже будем раскрашивать матрешку разноцветным пластилином. Давайте вспомним, как это делать. У вас уже есть заготовки матрёшек, которые мы с вами сделали заранее. Я предлагаю вам дополнить ваши заготовки объемным рельефом. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению и размазывать, не выходя за контур.
Дети, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу работу. Сначала мы украсим
косыночку. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, любого цвета, какой вам
нравится, скатываем их в шарики и слегка сжимаем пальцами, потом прилепляем на
косынку, хорошо прижимаем и размазываем подушечками пальцев, не заходя за
контуры (показать). Можно еще добавить горошки. Затем мы раскрасим цветок. Выбираем контрастные цвета, чтобы серединка цветка и лепестки не сливались.
Дети, вы всё запомнили? Хорошо. Давайте перед работой разомнем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Ветер по лесу гуляет»
Ветер по лесу гуляет.
Ветер листики считает.
Вот кленовый,
Вот дубовый,
Вот рябиновый резной,
Вот березы золотой
И последний лист с осинки, ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете?
Дети (если они затрудняются с ответом, говорит воспитатель) : Аккуратно
пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать
пластилин в рот; засучивать рукава перед работой)
Дети выполняют работу, на фоне звучит русская-народная музыка.
Методические рекомендации во время выполнения работы:
- стараемся не вылезать за контуры матрешки;
- используем подходящие цвета;
- придавливаем пластилин и хорошо размазываем чтобы он держался и т. д.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и готовы наши матрешки. Они замечательные получились,
посмотрите все разные и красивые. настоящие русские матрешки, которые украсят
ваш дом и будут радовать маму.
А сейчас я приглашаю вас на ковер, давайте закроем глаза и вспомним где же мы сегодня побывали? Что вам понравилось на нашем занятии? Что вы сегодня узнали нового? А что было трудным?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Все правильно. Вы сегодня посетили музей «Народных символов». И были не обычными художниками – вы
рисовали пластилином. Все справились! Молодцы!
Большое Вам спасибо за работу. На этом наше занятие заканчивается.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.