Наталья Тригуб
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Малиновый звон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: «Малиновый звон».
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Малиновый звон“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Малина, малинка
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родине, посредством расширения их знаний околоколах и колокольчиках, как о символе России
Тип образовательной деятельности: интегрированная
Программные задачи:
Познавательные :
-сформировать знание о колоколах;
- познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;
- познакомить с устройством колокола и особенностями звучания;
-закрепить знания о стекле, дереве и металле.
Развивающие (специальные) :
- развивать фантазию и умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
-воспитывать дружелюбие по отношению к товарищам;
-воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Песня колокольчика», деревянные ложки, колокольчики, изделия из стекла, гость-герой Петрушка, приглашённый гость – работник музея.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
В группу, напевая веселую песенку, входит Петрушка; в руке у него колокольчик.
Петрушка: Здравствуйте, ребята!
Продолжает петь и звенеть колокольчиком.
Воспитатель: Петрушка, что это у тебя?
Петрушка: Это – колокольчик. Слышите, как он звенит?
Звенит еще громче.
Петрушка: Подойдите поближе и посмотрите на него внимательно.
Дети рассматривают колокольчик, звонят в него, рассматривают.
Петрушка: Ребята, из чего сделан этот колокольчик?
( Ответы детей: из металла.)
Петрушка: Почему колокольчики не делают из дерева?
( Ответы детей: колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты, например, деревянные ложки)
Дети играют на ложках.
Петрушка: Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?
( Ответы детей: можно, но стекло хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны. Стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).
Воспитатель показывает детям и Петрушке стеклянный колокольчик.
Воспитатель: Колокольчик – это предмет искусства.
Петрушка: Ребята,а вы знаете, когда как впервые появились колокольчики?И я не знаю…
В, :-А где же нам узнать, ребята, всю историю колокольчиков?
-Кто и где про них нам может рассказать? (Музей, экскурсовод,
П. :-А на чем мы можем отправиться? (на поезде)
-Тогда я звоню в колокольчик и мы едем (дети кладут руки дгуг другу на плечи и переходим к шкафу с музеем колокольчиков)
Вот мы и на месте! Давайте поздороваемся, ребята (здороваемся, музейный работник представляется)
Воспитатель:Светлана Николаевна, наши ребята и Петрушка просят вас рассказать об истории колокольчиков.
С. Н. С удовольствием вам все расскажу! Прошу пройти в интерактивный зал нашего музея.
СЛАЙД 1 (цветок колокольчик)
С. Н: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает, что когда-то давным -давно одному церковному служителю приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенные звуки. После своего сна он велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.
СЛАЙД 2 (церковная колокольня)
С. Н. : колокол – это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
( Ответы детей: чтобы созывать народ, и др.).
С. Н: правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Кроме того, звоном отмеряли дневные и ночные часы. Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны). Воспитатель: С. Н, а правда,что Русь издавна славилась искусством отливки колоколов и колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением?
С. Н. : Да, это правда. Обучались мастерству долго…. Как вы думаете, из чего делали колокола? (Ответы детей).
Петрушка: С. Н., а правда, что отливали колокола в яме?
СЛАЙД 3 (отливка колоколов)
С. Н. : Да, Петрушка, для отливки колоколов, нужны красная и зелёная медь,олово. В глубокой яме стоит форма, туда заливают колокольную медь. Верёвками подбирали, колокол со всех сторон цепляли. С трудом поднимали, чтобы не сорвался, не разбился, как дитя малое оберегали. Сейчас колокола льют так же, как в старину, по описанию прадедов.
СЛАЙД4 (Строение колокола)
С. Н: Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище (юбка). Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык.
В. : Ребята, а слово «язык»какое интересное, у него много значений. Подумайте, где встречается слово «язык»(ответы)
Слайд4А (виды языков)
СЛАЙД 5 (украшение колоколов)
С. Н. : Сохранившиеся древние колокола - это исторические памятники. Их украшали разными изображениями, и каждый мастер отмечал на колоколе свою фамилию. Сейчас закройте глаза — мы с вами перемещаемся в мастерскую художника. Перед вами на столах лежат силуэты колоколов. Вы — мастера. Вам необходимо украсить свои колокола. Постарайтесь, чтобы узоры не повторялись. (Дети садятся за столы вдоль окна и украшают колокольчики. Во время выполнения задания, звучит мелодия колокольчиков). В конце занятия воспитатель с детьми рассматривает детские работы
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой колокол самый большой?
( Ответы детей: Царь- колокол).
С. Н. правильно, ребята!
СЛАЙД 6 (Царь –Колокол)
Воспитатель: Как вы думаете, почему его так назвали?
( Ответы детей: Он самый большой и тяжёлый).
Воспитатель: Правильно. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы, люди боясь, что колокол расплавится, ведь он тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными конструкциями, которые все-таки загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целых сто лет! Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
СЛАЙД7 (где используются)
Воспитатель: А как вы думаете, где использовали колокольчики? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в колокольчик звонили во входную дверь, вешали животным на шею, чтобы они не потерялись, колокольчиками украшают ёлки, в школе приглашает на уроки, используют в оркестрах,украшали шапки петрушек и т. д.
СЛАЙД8 (звуки колоколов)
Воспитатель: Колокола стали символом державы и мощи духа русского народа. И звучание колоколов- разное. Праздничное звучание- веселое и называется перезвон, а чтобы оповестить о чем-то людей били в набат. .Давайте послушаем и вы скажете, какие колокольные звоны вы услышали.
(дети садятся на пол и слушают)
Слышу вас, колокола, над землёю.
Против горя, против зла вы со мною.
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать – Россия!
С. Н. На этом моя экскурсия закончена, спасибо, что были прекрасными слушателями.
В. : Спасибо и вам, С. Н., ну нам пора возвращаться в детский сад.
П. : поехали (Звонит в колокольчик)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Я вам дам колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте. (Ответы детей) А тебе, Петрушка все теперь известно про колокольчики?