Татьяна Макарова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и конструированию в подготовительной к школе группе с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Овощи»
Цель: обобщение имеющихся знаний у детей об овощах.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Закрепить у детей знания о признаках осени;
2. Уточнить условия, необходимые для роста овощей;
3. Закрепить представления детей о сборе урожая;
4. Совершенствовать у детей умение работать с моделями;
5. Закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Овощи»;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и конструированию в подготовительной к школе группе с ЗПР» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
2. Закрепить в речи детей слово «соковыжималка», обобщающее понятие «овощи», глагольный словарь: копают, срывают, убирают, заготавливают, срезают.
3. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
4. Продолжать работу по формированию диалогической речи;
5. Способствовать развитию у детей связной речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
2. Привлекать детей к эмоциональным контактам друг с другом к работе парами и совместной групповой деятельности;
3. Развивать умение слушать и анализировать;
4. Побуждать детей выражать свои мысли, самостоятельно подбирать точные и образные выражения и слова при ответах;
5. Поощрять детскую инициативу;
6. Развивать творческое воображение и фантазию.
7. Побуждать детей использовать поделку в самостоятельной игровой деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Продолжать учить детей приёмам творческого конструирования (оригами): складывание квадрата по диагонали, совмещая стороны и углы;
2. Учить созерцать красоту окружающего мира;
3. Развивать эстетическое восприятие;
4. Развивать музыкально-творческое мышление детей.
Методы и приёмы
1. Информационно-рецептивный метод: экскурсия, рассматривание, образец воспитателя, показ воспитателя;
2. Словесный метод: беседа, художественное слово, использование образца педагога;
3. Репродуктивный метод: повтор;
4. Эвристический метод: самостоятельная деятельность детей;
5. Сотворчество педагога и детей;
6. Моделирование.
Технологии
1. Здоровьесберегающая (суджоки+пальчиковая гимнастика);
2. Технология проблемного обучения;
3. Технология коллективного способа обучения (работа в парах, работа группой, индивидуальная работа);
4. Игровая технология.
5. Технология моделирования;
6. Технология использования компьютерных технологий.
Материал: мольберт, магнитная доска, ноутбук, овощи, предметные картинки с изображением овощей, разноцветные геометрические фигуры для обозначения овощей, деревянный игрушечный домик, цифры от 1 до 10, разрезные картинки, на зубочистках кусочки разных овощей, схема складывания стаканчика, ручная и электрическая соковыжималки, квадраты цветной бумаги у каждого ребенка, мелкие детали для украшения, в кувшине овощной сок, 2 одноразовые перчатки.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь: осенняя песнь»; Е. С. Железнова «Пальчиковая гимнастика» - «Капуста»;
Ход НОД:
1 часть. Дети приходят на участок, где растут овощи. Детей встречает учитель-логопед в костюме Осени, здоровается с детьми, читает стихотворение:
Я Осень золотая,
Поклон мой вам, друзья.
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я.
Воспитатель: - Дети, кто нас встречает? (Осень)
Осень: - Скажите, дети, как вы догадались, что наступила осень?
- Как вы думаете, куда вы пришли? (На огород)
- А как вы догадались? (Здесь грядки)
- Как вы назовёте это одним словом? (Овощи)
- Я хочу угостить вас овощами, но сначала загадаю загадки:
«Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». (Свёкла)
(Дети кладут свёклу в корзину).
«Маленький, горький, луку брат». (Чеснок). (Кладут в корзину).
«Он бывает сладким, горьким, желтым, красным, толстым, тонким». (Перец). (Кладут в корзину).
«Расту в земле на грядке я,
«Длинная, красная, сладкая». (Морковь). (Кладут в корзину).
«Неказиста, шишковата, а на стол придет она, скажут весело ребята: ну рассыпчата, вкусна!» (Картофель). (Кладут в корзину).
«Пузатый, длинный, желтый растет на грядке». (Кабачок). (Кладут в корзину).
(Дети собирают овощи, благодарят Осень и идут в группу).
2 часть (в группе)
Учитель-логопед: - Дети, к кому вы ходили в гости (К Осени).
- Где вы были? (В огороде).
- Чем вас угостила Осень? (Овощами).
- А вы запомнили, где растут овощи? (В огороде на грядках).
- Послушайте сказку про овощей:
«Красный помидорчик с грядки раз нарушил все порядки,
Прыг с куста и наутёк, видит в поле теремок…
Зашёл в домик – никого - и поселился он на крыше,
Там солнышка больше.
Зашёл в домик – никого и поселился он на крыше,
Там солнышка больше.
Следом за ним морковка бежит:
«Помидорчик, дружок, возьми меня к себе жить,
Надоело мне под землей быть!»
- Лезь,- говорит Помидорчик,- на крышу,
- Нет, здесь жарко, я, пожалуй, в домике буду жить.
Учитель-логопед: - И стали они жить – Помидорчик наверху, а морковь внизу.
- Что вы узнали из сказки? (Овощи растут по-разному: в земле и под землей).
Учитель-логопед: - Морковь растет так – плод в земле, а ботва над землей. Ещё какие овощи растут так же? (Свёкла, репа, редис, лук, чеснок).
- А какие овощи растут над землёй? (Перец, огурец, кабачок, помидор, фасоль, горох).
- Дети, сейчас поиграем в игру «Что где растет?» Что лежит на столе? (Геометрические фигуры). Этими геометрическими фигурами мы будем обозначать овощи. (Дети берут геометрическую фигуру и говорят, какой овощ она обозначает):
Ребенок. : - У меня оранжевый треугольник, треугольной формы морковь, она растет в земле. (Дети помещают геометрические фигуры на магнитной доске).
3 часть
Учитель-логопед: - Дети, что надо делать, чтобы урожай был богатый? (Поливать, рыхлить землю, пропалывать сорняки). Давайте поиграем в игру «Соберем урожай».
Ребенок: - У меня огурец, огурец я буду срывать. (Ставит картинку огурца на магнитную доску).
Ребенок: - У меня морковь, морковь я буду выдергивать. (Ставит моркови на магнитную доску). Так с другими картинками, обозначающими овощи.
Логопед: - Теперь овощи посчитаем. (Под картинками с овощами ставлю цифры). Сколько огурцов?
Ребенок: - Три огурца.
4 часть
Учитель-логопед: - Ребята, Осень приготовила для вас вот такие конвертики. Давайте посмотрим, что на них нарисовано? (Дети называют, какие овощи нарисованы на конвертах). А теперь посмотрите, что в конвертах. (Разрезные картинки с овощами).
Дети собирают картинку с овощами, которые нарисованы на конвертах и говорят:
Ребенок: - У меня кабачок. Я приготовлю кабачковую икру.
Ребенок: - У меня капуста. Я приготовлю капустный салат. (Так называют все овощи).
Учитель-логопед: - Осень вас тоже хочет угостить. На подносе лежат овощи. Вам надо попробовать их с закрытыми глазами и угадать, что за овощ?
5 часть
На столе стоят две соковыжималки: ручная и электрическая; корзина с овощами. Разложены картинки с изображением разных овощей.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на эти машины. Кто догадался, что это такое? (соковыжималки).
- Для чего нужна соковыжималка? (Выжимать сок).
- Из чего делают сок? (Из фруктов и овощей).
- Как называется сок, выжатый из фруктов? (Фруктовый).
- Как называется сок, выжатый из овощей? (Овощной).
- Сейчас я покажу, как делают сок. Что это? (Помидор). Я отожму сок на ручной соковыжималке (Отжимаю). Какой сок получился? (Томатный).
- А сейчас отожмем сок на электрической соковыжималке. Возьмем морковь и пропустим через этот аппарат. Какой получился сок? (Морковный).
- Ребята, вы любите овощной сок? Из чего пьют сок? (Из стакана, бокала, чашки).
Воспитатель: - На нашем сегодняшнем занятии мы сделаем стаканчики для сока из бумаги по типу оригами. Посмотрите на картинки овощей на столе и выберите такие овощи, из которых вы бы хотели отжать сок. Будете работать парами, поэтому нужно договориться, с кем будете работать и какие овощи выберете. (Дети договариваются, с кем будут работать, и выбирают картинки с овощами).
- Из каких овощей будете выжимать сок, Полина и Данила? (Из помидора и огурца). Какой сок у вас получится? (Огуречно-томатный сок).
- А вы, Даша и Саша? (Из моркови). Какой сок у вас получится? (Морковный).
«Крутись, вертись,
Крутись, вертись, (дети крутятся вокруг себя)
В мастеров бумажных дел превратись!»
Воспитатель: - Начинает свою работу «Мастерская бумажных дел». Предлагаю вам сделать стаканчики для сока из выбранных вами овощей из квадратного листа бумаги.
(Выставляю на мольберт схему складывания стаканчика).
- Я беру квадрат и сгибаю его пополам так, чтобы все стороны и углы совпали. Линию сгиба проглаживаю кончиками пальцев, как утюжком. Что получилось? (Треугольник).
- Левый угол полученного треугольника сгибаю к середине правой стороны треугольника. Линию сгиба проглаживаю тщательно кончиками пальцев.
- Правый угол сгибаю к середине левой стороны.
- Какие фигуры образовались сверху? (Треугольники). Я один треугольник отгибаю вперед, а задний треугольник отгибаю назад. Что получилось? (Стакан).
- Что нужно сделать, чтобы стакан получился красивый? (Надо украсить его).
- Начинает свою работу мастерская бумажных дел. Чтобы пальцы были ловкими и послушными, сделаем гимнастику для них.
Пальчиковая гимнастика (Е. С. Железнова «Пальчиковая гимнастика под музыку» - «Капуста» - аудиозапись):
«Мы капусту чистим, чистим, /2 раза
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать
Мы капусту рубим, рубим,/2 раза
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать.
Мы капусту давим, давим,/2 раза
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать.
Мы капусту солим, солим,/2 раза
Мы всех просим не зевать
И немножко помогать.
(Индивидуальная помощь затрудняющимся детям. Проговаривание своих действий детьми. Для фона -П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь: осенняя песнь»).
Воспитатель: - Очень красивые стаканчики получились. Теперь можно и сок в них налить. (Наливаю овощной сок, дети пьют).
- Дети, какой сок? (Вкусный, полезный, витаминный).
Дети встают из-за столов.
Воспитатель:
«Крутись, вертись.
Крутись, вертись, (крутятся вокруг себя)
В детей группы «Смородинка» превратись!»
Входит Осень (учитель-логопед).
Рефлексия.
Осень: - Какие красивые стаканчики у вас получились. Для чего вы их сделали? (Пить сок).
- Что для вас было интересным сегодня на занятии? (Собирать овощи на грядке. Смотреть, как работают соковыжималки. Делать стаканчики из бумаги. Пить сок.).
- А что показалось сложным? (Собирать картинки).
- Сейчас я вас приглашаю на осенний хоровод.
Дети:- «Здравствуй, здравствуй, осень дорогая,
«Здравствуй, здравствуй, осень дорогая,
Хорошо, что ты пришла,
Что нам осень принесла?
Осень: «Принесла я колоски,
Колоски пшеничные.
Будут, будут у детей
Пироги отличные».
Дети: «Здравствуй, здравствуй, осень дорогая,
«Здравствуй, здравствуй, осень дорогая,
Хорошо, что ты пришла,
Что нам осень принесла?
Осень: «Баклажаны, кабачки
Принесла вам с грядки.
Урожай у нас хорош –
Радуйтесь, ребятки!»