Анна Андреевна Ненашкина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Огнедышащие горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.
Задачи:
- сформировать представление о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога;
- расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Огнедышащие горы“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
-воспитывать безопасное поведение при проведении опытов;
Материалы и оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, макет вулкана, сода, уксус, моющее средство, пипетка, вода, влажные салфетки, материалы для зарисовывания опыта: блокноты, карандаши, восковые мелки, фломастеры.
Ход НОД:
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан (слайд 1) .
Вулканы изучают специальные ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 2).
Итак, приступаем к изучению вулканов
- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?
Об этом вы узнаете, если внимательно будете меня слушать.
- Вы знаете, кого называют кузнецом? (слайд 3)
Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне.
Легенда
«Про древнего бога Вулкан».
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами». Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».
- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан.
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана. (слайд 4) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.
Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор.
Но иногда они «просыпаются», и тогда (слайд 5) начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура очень высокая.
-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана? ( ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) .
Физкультминутка
Раз, два, три! (Дети шагают по кругу, остановились, повернулись в круг)
Раз, два, три!
Мы геологи, смотри! (Ладошка над глазами как козырек)
Ноги поднимайте,
(Шагают на месте, высоко поднимая ноги, останавливаются)
Веселей шагайте!
Вот и речка впереди, (Показывают рукой извилистую речку)
Надо вброд её пройти (Движения руками в стиле «брас»)
Вышли на берег крутой (Наклониться, отряхнуть колени)
Горы выше нас с тобой! (Медленно поднять руки вверх и встать на носочки)
Воспитатель: Там, за морем, есть вулкан. Давайте отправимся к нему в гости.
Опыт
- А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана).
Воспитатель: Вот мы и добрались до вулкана. Что имеется на вершине горы? (кратер). А что находится внутри кратера? (жерло)
Прежде, чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему.
(воспитатель, совместно с детьми обсуждают последовательность проведения опыта)
Пред проведением опыта мы с вами должны повторить правила безопасности работы.
(дети повторят правила безопасности)
А сейчас надеваем фартуки и защитную маску, потому что лава очень горячая, а газы, выходящие из вулкана, могут быть очень ядовитыми.
К проведению опыта мы готовы.
Один ребенок насыпает 2 ст. ложки белого порошка (пищевой соды).
Другой добавляет красной краски.
5 капель моющей жидкости (пипеткой)
А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) Это уксус, наливать можно только взрослому.
(Звучит тревожная музыка)
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана. Что вы наблюдаете?
дети описывают свои наблюдения)
Заключительная часть
Воспитатель: А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.
Что вам запомнилось? (ответы детей)
Использованная литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.
2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста : мет. пособие для воспитателей ДОУ/ Г. М. Блинова. – М. : Просвещение, 2004. – 292с.
3. Ресурсы Интернет.