Алиева Елена Анатольевна
Конспект интегрированного занятия в средней группе: «Ранняя весна в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ранняя весна в лесу»
Программное содержание:
Цель - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире весной.
Задачи:
• развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь:
- развивать наблюдательность и познавательную активность;
- расширять представления о диких животных весной;
- развивать мелкую моторику рук;
• обучающие:
- уточнить и закрепить знания детей об изменениях в природе весной;
Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе: „Ранняя весна в лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- расширять представления детей о простейших связях в природе;
- закрепить знание сенсорных эталонов: цвет, форма и величина;
• воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе;
- воспитывать умение правильно вести себя в природе;
- воспитывать наблюдательность, бережное отношение к животным;
• оздоровительные:
- профилактика плоскостопия;
- профилактика простудных респираторных заболеваний.
Методические приёмы: словесный, наглядный, речедвигательные игры, практический.
Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей: высокий, низкий, проталинка, подснежники, тает, греет, бежит, журчит.
Материал: оформление в группе фрагмента леса ранней весной (ели, деревья, кусты, берлога с медведицей и медвежонком, зайчик в белой шубке, ежиха на пенёчке, ручеёк, солнышко на леске, проталинка с подснежниками); шишки, корзинки большая и маленькая, шаблоны ежат, прищепки, гимнастическая палка, аудиозаписи.
ТСО: ноутбук, колонки.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе; рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей, с изображением лесных зверей весной; чтение стихотворений, рассказов о весне, о лесных зверях и птицах; проведение бесед на тему «Животные в лесу»; заучивание заклички «Солнышко-вёдрышко» и стихотворения Н. Железковой «На лесной проталинке…».
Планируемые результаты: дети поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Организационный момент:
Восп-ль: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Ребята, вы все прекрасно знаете, что здороваясь, мы желаем друг с другу здоровья. Так давайте мы скажем все дружно «Здравствуйте!» и пожелаем здоровья друг другу.
Ход занятия:
Восп-ль: Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Восп-ль: Что бывает весной на улице?
Ответы детей. (Тает снег, ярче светит солнце, бегут ручьи, птицы звонко поют и т. д.)
Восп-ль: Молодцы! Я предлагаю нам отправиться в лес и посмотреть, что происходит там ранней весной. Согласны?
Ответы детей.
Восп-ль: На чём мы можем добраться до леса?
Ответы детей.
Восп-ль: Я предлагаю отправиться на прогулку в лес пешком. Как вы думаете – «пешком» это как? (Ответы детей).
Игра «Шагают наши ножки»
(Дети идут под мелодию русской народной песни «По малину в сад пойдём», выполняя движения в соответствии с текстом)
По дорожке мы пойдём
Мы пойдём, мы пойдём.
Друг за дружкою гуськом
Ах гуськом, ах гуськом.
На носочки встали
К дружно зашагали
К лесу побежали.
(На проигрыш – лёгкий бег на носках)
Через кочки мы шагаем,
Мы шагаем, мы шагаем.
Ноги выше поднимаем,
Поднимаем, поднимаем.
И снова по дорожке,
По дорожке, по дорожке.
Шагают наши ножки,
Наши ножки, наши ножки.
Вот мы и пришли.
Восп-ль: Посмотрите, ребята, в городе у нас уже почти весь снег растаял, а в лесу ещё снега много. Как вы думаете, почему в лесу снег тает так долго? (Ответы детей.)
Воспитатель:-Правильно, в лесу очень много высоких деревьев и поэтому солнышку тяжело пробиться сквозь ветки и растопить снег на земле.
Ребята, посмотрите вот какой-то сугроб. Давайте тихонечко заглянем и посмотрим, что там внутри.
(Воспитатель приоткрывает сугроб, в котором лежит медведица с медвежонком.)
Восп-ль: Посмотрите, кто это? (Ответы детей.)
Воспитатель:- Если здесь спит медведица с медвежонком, тогда это не сугроб, а что? (Ответы детей.)
Воспитатель:- Правильно – это берлога. Осенью медведи ложатся в берлогу на зимнюю спячку, а в конце зимы у медведицы в берлоге рождаются медвежата. Скажите, какая медведица? (Ответы детей.)
Воспитатель:-А какой медвежонок? (Ответы детей.) Молодцы!
Воспитатель:-Посмотрите, что это лежит на земле возле берлоги?
(Ответы детей.)
Воспитатель:-Какие шишки вы видите? (Ответы детей.)
Воспитатель:- Возьмите по одной шишке и попробуйте о ней рассказать. (Ответы детей.) На каких деревьях растут шишки? (Ответы детей.) Молодцы!
Посмотрите, шишки лежат прямо перед входом в берлогу. Как вы думаете, что может произойти, когда медведица с медвежонком будут вылезать из берлоги? (Ответы детей.) Давайте мы с вами соберём шишки в корзинки, чтобы они не поранили свои лапы. Большие шишки мы сложим в большую корзинку, а маленькие – в маленькую. Собирайте тихо, не шумите - мишку не будите.
Проводится дидактическое упражнение «Собираем шишки».
Восп-ль: Молодцы! Все шишки собрали, теперь медведица с медвежонком смогут безопасно выбраться из берлоги. А теперь давайте посчитаем шишки. В маленькой корзинке сколько шишек (Ответы детей)
Воспитатель:-Правильно, ребята, маленьких шишек 5. А сколько больших шишек (ребята считают шишки большие (Ответы детей)
Воспитатель:-Правильно больших шишек 4?А кто скажет каких шишек больше маленьких или больших? И что нужно сделать чтобы узнать каких шишек больше (ответы детей)
Воспитатель:-Правильно больших шишек 4 штуки, 5 у нас больше,чем 4.
Воспитатель:-Ребята, посмотрите, а кто это там под кустиком сидит и дрожит? (Ответы детей.)
Восп-ль: Правильно, это зайчик, а какой он? (Ответы детей.) Как вы думаете почему он дрожит? (Ответы детей.) Давайте поможем ему согреться.
Физкультминутка «Зайка беленький сидит»:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит. Сидят на корточках и шевелят
Вот так, вот так он ушами шевелит. ладошками-ушками на голове.
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть. Встают и трут ладошками-
Вот так, вот так надо лапочки погреть. греют лапки.
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать. Прыгают на месте на двух на месте.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Восп-ль: Молодцы! Помогли зайчику согреться, и он ускакал в лес. (Звучит фонограмма пения птиц и журчания ручья.) Вы слышите, что это? (Воспитатель раскатывает голубую ленту – имитацию весеннего ручейка, и выслушивает ответы детей.) Что делает ручеёк? (Ответы детей.) Правильно, он бежит и журчит. (Звучит аудиозапись фырчания ёжика.) Но я слышу ещё какой-то звук, раздаётся с той стороны ручейка. Мне кажется там кто-то плачет. Давайте мы соорудим мостик, переберёмся по нему на ту сторону ручейка и посмотрим, что же там случилось. Может кто-то попал в беду?
Дети кладут через ручеёк мостик (гимнастическую палку) и боком приставными шагами перебираются через него.
Восп-ль: Посмотрите, кто это? (Ответы детей.) Давайте узнаем, что случилось? (Дети интересуются у ежихи почему она плачет.)
Восп-ль: Ежиха говорит, что её ежата-шалунишки баловались и потеряли все свои иголки. Вот она и переживает, что теперь они могут попасть в беду. Ребята, а как вы думаете зачем ежатам иголки? (Ответы детей.) Верно, они ими защищаются от врагов во время опасности. Давайте поможем ежатам и прикрепим им вот такие иголки (воспитатель показывает разноцветные прищепки).
Дидактическая игра «Прицепим ёжикам иголки».
Воспитатель раздает детям картонные шаблоны ежей и набор прищепок. Дети индивидуально выполняют задание.
Восп-ль: Молодцы! Всем ежатам помогли – теперь они не попадут в беду.
Посмотрите, а у меня есть вот такие весёлые ёжики. Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра с массажным мячом «Маленький ёж».
Маленький колючий ёж, Сжимание и разжимание мяча в руке.
До чего же ты хорош! Гладят ладошкой.
Меня, ёжик, не коли – Грозят пальчиком.
Я прижму тебя к груди. Прижимают к груди. (Повторить 2 раза.)
Восп-ль: Ребята, а давайте мы позовём солнышко, чтобы в лесу скорее наступила настоящая весна.
Дети: Солнышко-вёдрышко,
Взойди поскорей,
Освети и обогрей:
Медвежат, зайчат, ежат,
Ещё маленьких ребят!
Звучит фонограмма Э. Грига «Утро в лесу», на стене появляется солнце.
Восп-ль: Посмотрите, солнышко услышало нас, пригрело и появились (воспитатель, имитируя таяние снега, снимает белый платочек с цветов) первые весенние цветы. Кто помнит, как они называются? (Ответы детей.) Подснежники рвать нельзя – они занесены в красную книгу. Ими можно только любоваться. Вы помните стихотворение о подснежнике, которое мы с вами учили? (Ответы детей.) Давайте прочтём его.
Дети декламируют стихотворение Н. Железковой «На лесной проталинке…».
А теперь насладимся их ароматом первых весенних цветов.
Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва «Понюхаем цветы».
Вдох выполняется через нос, выдох через нос с звуковым сопровождением «Ах!»
Восп-ль: Хорошо в лесу: тихо, спокойно, птички поют, свежий чистый воздух, но нам пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки и пойдём по дорожке.
Дети берутся за руки и под спокойную музыку возвращаются обратно в сад.
Рефлексия
Восп-ль: Ребята, куда мы с вами ходили? (Ответы детей.)
Кого мы встречали с вами в лесу? (Ответы детей.)
Какие это животные? (Ответы детей.)
А почему вы так думаете? (Ответы детей.)
А что вам понравилось больше всего во время нашей прогулки? (Ответы детей.)
Вы сегодня молодцы! Я думаю нашим гостям также понравилась наша весенняя прогулка, но у них ещё много других дел, поэтому давайте с ними попрощаемся и пригласим ещё к нам в гости.
Дети прощаются с гостями.