надя пашкова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Шерстяные ткани и нити»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Ребенок и природа», в старшей группе с использованием мультимедиа.
Тема:
Цель: расширение представлений о свойствах тканей и нитей.
Задачи:
1. Систематизировать представления воспитанников о шерсти, о шерстяных нитях и их происхождении.
2. Ориентироваться в прошлом и настоящем.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Шерстяные ткани и нити“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Шерсть. Валяние, картины из шерсти
- Темочки
3. Развивать умение свободно экспериментировать с различными материалами.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых.
5. Формировать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование и материал: Мультимедийный проектор. Иллюстрации, образцы тканей, волокон шерсти, пряжи, лупы, слайды (презентация «Шерстяные нити и ткани»)
Начало занятия
1. Организационный момент. Беседа с детьми.
Задачи: мотивировать детей на предстоящую деятельность, повысить уровень восприятия материала на занятии, создать доброжелательную атмосферу.
Воспитатель: - Дети, какие вы сегодня красивые, нарядные, аккуратные! Скажите, что вы чувствуете, когда на вас надеты красивая рубашка или платье, красивая куртка или модные брюки? (ответы детей)
В. - Из чего сделана ваша одежда? (из ткани)
В. - Легко ли сделать ткань? Почему трудно? (ответы детей)
В. – А мы смогли бы сами, дома сделать нити и ткани? (ответы детей)
В. – А все ткани одинаковые? (ответы детей)
Ход занятия:
1. Исследование образцов тканей.
Задачи: развивать тактильные ощущения, умение сравнивать и анализировать.
Воспитатель приглашает к столам, где представлены образцы различных тканей. Дети рассматривают, исследуют.
В. - Расскажите, какие ткани вам понравились? Что можете рассказать про какой-то один лоскуток ткани.
(Дети рассказывают, какая ткань по цвету, по структуре, толстая или тонкая, мягкая или жесткая, прозрачная или плотная).
В. - Посмотрите внимательно, все ткани разные, но у них есть одно сходство: они сделаны из нитей,нити сделаны из волокон.
Воспитатель отделяет нити из разных тканей, дети делают также и рассматривают их с помощью лупы.
В. - Тканей сейчас в магазине большой выбор, на любой вкус.
Давайте подумаем и отберем те ткани, которые пригодятся для пошива одежды к осеннему и зимнему сезону. (Дети подбирают ткани и объясняют свой выбор)
В. - Много людей трудится, чтобы волокно превратилось в пряжу, пряжа в ткань, ткань в одежду. Человек для удобства в жизни придумал много видов разной одежды, трудно все перечислить. А вы знаете, что есть шерстяные нити и ткани? Из чего их изготавливают? (ответы детей)
2. Физкультминутка «Клубочек»
Задача: дать возможность отдохнуть.
В. - Вот у меня в руках клубок из шерстяных ниток, давайте с ним поиграем. Становитесь в круг. Я буду стучать в бубен, а вы будете передавать по кругу клубочек и когда я перестану стучать, это будет сигнал «стоп», и тот, у кого останется клубочек, должен выйти в круг и станцевать, а кто-то из ребят подыграет бубном, а мы похлопаем.
3. Рассказ воспитателя с показом презентации.
Задачи: формировать познавательный интерес.
В. - а теперь усаживайтесь поудобнее, я расскажу вам о том, как из шертяных волокон получаются шерстяные нити и ткани.
В. - шерсть, это волосяной покров животных : овец, верблюдов и коз.
(слайд №2)
В. - Но больше всего шерсти людям дают овцы. Шерстяные нити прядут из шерсти - больше всего из овечьей. Никогда не спросит овечий парикмахер: «Какую желаете причёску?» Всех овец на один фасон стрижёт - наголо! Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают- до следующей стрижки.
А люди отправляют их шерсть на прядильную фабрику. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы. Из шерсти кашмирских коз (их разводят в Китае, Монголии, Иране) делают тонкую шерстяную ткань - кашемир. А из шерсти ангорских коз (они живут во многих странах Азии) - знаменитый мохер.
У верблюда и его южноамериканских родственников - ламы, гуанако, викуньи и альпака-шерсть необычайно тёплая. Знаешь, почему? Потому что каждая их шерстинка - целое сооружение! Вокруг основного волоса множество малюсеньких волосков, изогнутых самым причудливым образом. Волоски упругие, как пружинки: сожмёшь их, потом отпустишь - они снова распрямляются. Поэтому в шерсти верблюда и его родичей застревает много воздуха. Получается как бы воздушная шуба, которая хорошо сохраняет тепло. (слайд №3) Самой тёплой, мягкой, тонкой, красивой, словом, самой лучшей на свете считается шерсть викуньи. На втором месте шерсть альпака. Но викуньи - дикие животные, к тому же их осталось очень мало и они занесены в «Красную книгу». А вот альпака - домашние животные, их разводят на горных фермах. И регулярно стригут!
В. - шерстяной покров снимают специальными ножницами или машинками. Состригают цельной, неразрывной массой, которая называется руном. Для животных это совсем не больно, а новая шерсть вскоре отрастает. А летом для животных это и хорошо. А чем? (не жарко в «шубке») Их стригут 1- 2 раза в год. Теперь вы можете мне сказать, для чего человек приручил этих животных? (ответы детей) (слайд № 4)
В. - виды шерстяных тканей – это волосы и шерсть, они длинные и прямые и пух - короткий, мягкий и извитый. (слайд №5)
В. - после стрижки шерсть треплют, т. е. разрыхляют, удаляют мусор, промывают горячей водой с мылом и содой и просушивают. В давние времена всё это делали люди своими руками, а теперь – специальные машины. (слайд № 6)
В. - в давние времена шерсть чесали деревянным гребнем, имевшим несколько рядов металлических зубьев. В результате волокна в пучке располагались параллельно, что важно для равномерного вытягивания и скручивании при прядении. (слайд №7)
В. - затем изготавливают пряжу, а из неё ткань. (слайд № 8)
В. - в отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят рисунок. (слайд № 9)
В. - из шерсяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. (слайд №10)
В. - а пряжа – это нити, из которых рукодельницы, спицами или крячком вяжут изделия. (слайд № 11)
В. - для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов. (слайд № 12)
В. - давайте подойдём к этому столу (на нём разложены шерстяные ткани и нити)
В. - А как вы думаете, почему нити и ткани из шерсти называют натуральными? (предположения детей, а если затрудняются, вывести на ответ, что натуральные, настоящие, это то, что даёт нам природа)
3. Физкультминутка.
Рухомая гульня «Клубок» (беларуская народная гульня)
Задача: вучыць рухацца адзін за адным па спіралі. Выхоўваць дысцыплінаванасць, арганізаваныя дзеянні дзяцей у калектыве.
Апісанне гульні : дзеці стаяць у крузе i гавораць нараспеў : «Холадна стала, трэба нiткi матаць». Назначанае дзіця падыходзіць па чарзе да кожнага, кланяецца i запрашае ісціза сабой. Так працягваецца да таго часу, пакуль усе не стануць адзін за адным, узяўшыся за рукі. Першы ў радзе пачынае рухацца па спіралі i вядзе за сабой астатніх. Так утвараецца вялікі клубок. Пасля гэтага першы ў радзе гаворыць:
— Холадна стала. Вось i гатовы наш клубок. Трэба цёплы шаль вязаць.
У гэты час клубок паступова размотваецца у доўгі ланцужок, i тады дзеці гавораць:
— Які доўгіi цёплы шаль атрымауся.
Правілы гульні : дзеці пaвiнны моцна трымацца за pyкi пры ўтварэнні клубка i пры "размотванні” яго ў дoўгi ланцужок.
4. Эксперименты с нитями.
Задачи: уточнить и расширить представление о различных свойствах шерстяных нитей и тканей, формировать умение анализировать, сравнивать.
В. - А теперь давайте превратимся в настоящих исследователей и изучим шерстяные ткани и нити. (проведение опытов – ткани хорошо впитывают влагу, упругие, т. е. мало мнутся, не рвутся, толстые и тонкие по толщине, а вязаные изделия из шерсти очень упругие и мягкие. Поощрять высказывания детей, умение делать простейшие выводы о свойствах тканей и применение этих свойств при пошиве и вязании одежды).
Окончание
1. Подведение итогов занятия.
В. - Что нового вы узнали сегодня?
В. - Что понравилось?
В. - Я поздравляю вас, сегодня вы были настоящими исследователями. А вы хотели бы ещё изучать какие-нибудь ткани? Тогда в следующий раз будем изучать хлопок и хлопчатобумажную ткань.