Марина Щурова
Образовательный проект «Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО»
Цель: Создание открытого информационного пространства между дошкольными образовательными организациями, внедрение современных практик при взаимодействии наставника и молодого педагога для повышения методической готовности к реализации образовательного процесса через создание системы непрерывного профессионального развития.
Задачи:
1. Обеспечить деятельность всех участников образовательного процесса единой информационной основой, позволяющей получать объективную информацию;
2. Повысить качество образования через внедрение современных практик при взаимодействии наставника и молодого педагога;
3. Обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса.
Принципы взаимодействия: добровольности, равноправия сторон, уважения интересов друг друга, соблюдения законов и иных нормативных актов и на договорной системе взаимодействия участников телемоста.
Актуальность проекта обусловлена несколькими важными аспектами.
Во-первых, в системе дошкольного образования существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Во-вторых, для того, чтобы успешно решать поставленные перед системой дошкольного образования задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической платформой. Выстаивая свою деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования ДОУ необходимо разрабатывать новые программы, инновационные формы и технологии работы с детьми.
В-третьих, реализация проекта имеет большое значение для воспитанников ДОУ: современная образовательная политика направлена на исполнение современных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
В-четвертых, реализация проекта, безусловно, важна для педагога: ФГОС дошкольного образования поставил перед педагогом новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников образовательных отношений и в первую очередь, детей и их родителей, как основы повышения социального качества дошкольного образования.
В-пятых, в связи с введением нового содержания и организационных механизмов в систему работы ДОУ методическая служба изменяет направления деятельности и структуру методической деятельности. Основная идея при изменении – это объединение в методической системе современных принципов управления образовательным процессом, взаимодействие временной творческой группы с методической службой на основе результатов деятельности, содержания педагогической информации, полученной в ходе мониторинга образовательного процесса.
В-шестых, компьютерные технологии незаметно и кардинально меняют среду нашего общения и профессиональной деятельности, формируют поле новой информационной культуры, определяют формы и способы компьютерной телекоммуникации, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего значимого результата. Возможность общения с коллегами из разных городов России позволит вырабатывать общие подходы к организации образовательных процессов совместно генерировать и обсуждать идеи и методики.
Участники проекта:
педагоги и воспитанники МБДОУ детский сад №8 «Машенька»
г. Пензы и других ДОУ регионов России.
Тип проекта-долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта - групповой.
Продолжительность - январь-декабрь 2023 г.
Объект исследования - педагогический опыт и практики наставников и молодых педагогов ДОУ.
Предмет исследования - обмен опытом и использование инновационных практик и технологий в своей профессиональной деятельности.
Гипотеза -обмен опытом и инновационными практиками между педагогами-наставниками и молодыми специалистами ДОУ разных регионов России позволит повысить методическую готовность к реализации образовательного процесса и создать систему непрерывного профессионального развития.
Ожидаемые результаты:
для педагогов:
• расширение спектра реализации национально-регионального компонента;
• накопление опыта работы и использование модели по взаимодействию наставника и молодого педагога в профессиональной деятельности специалистов ДОУ;
• активизация внедрения в образовательную практику современных средств и технологий обучения;
• повышения уровня профессионализма педагогических и руководящих работников;
• повышение доли педагогов, использующих ИКТ в образовательном процессе для различных категорий воспитанников до 50%;
• повышение имиджа дошкольного образовательного учреждения.
для воспитанников:
• реализация творческого потенциала воспитанников;
• повышение мотивации к изучению своего края, малой и большой Родины;
• формирование информационных компетенций и умений общаться со сверстниками в онлайн-беседах и встречах;
Алгоритм реализации проекта по этапам:
Первый этап. Подготовительно-проектировочный (январь 2023 г.)
Содержание деятельности:
• Анализ проблемной ситуации, определение проектной идеи;
• Изучение теоретической базы и практического опыта реализации проектной идеи;
• Выявление ресурсных и организационных условий, возможностей ДОУ по реализации проектной идеи;
• Формирование пакета нормативной, программной, методической документации по реализации проектной идеи;
• Разработка плана для реализации проектной идеи;
• Разработка способов налаживания контактов с ДОУ разных регионов России, пожелавших участвовать в проекте.
Второй этап. Содержательно-деятельностный (февраль-ноябрь 2023 г.)
Содержание деятельности:
• Создание среды и условий для реализации проекта по тематическому направлению.
• Непосредственная организация сетевого взаимодействия, реализация основных мероприятий проекта.
• Презентация опыта и инновационных практик и технологий педагогов-наставников и молодых специалистов.
• Участие участников проекта в онлайн- беседах,интервью, тренинге.
•
Третий этап. Рефлексивно-обобщающий (декабрь 2023 г.)
• Анализ реализации проекта между участниками ДОУ в рамках онлайн- беседы «Вопрос-ответ».
• Презентация видео-поздравлений, приуроченных к Году Наставника от участников проекта.
Возможные риски:
• недостаточный уровень профессиональной ИКТ компетентности педагога;
• отсутствие ДОУ разных регионов России желающих участвовать в проекте;
• пассивное отношение педагогов к реализации проекта.
Пути преодоления:
• повышение уровня профессионализма педагога через консультации, семинары-практикумы, использование возможностей методической сети;
• поиски путей для привлечения к проекту педагогов других ДОУ России через электронную почту, акции, презентации проекта, мессенджеры;
• привлечение педагогов и воспитанников к реализации проекта через совместные проектные мероприятия, открытые занятия, презентации продуктов интеллектуальной и творческой деятельности.
Ожидаемые результаты.
Предполагается, что реализуемый проект обеспечит наличие внешних эффектов, в частности:
• реализация эффективной модели сетевого взаимодействия при обмене педагогическими идеями, практиками, способами деятельности наставников и молодых педагогов ДОУ регионов России;
• формирование информационной культуры участников образовательного процесса;
• повышение качества образовательных услуг и повышение рейтинга образовательной организации.
План сетевого взаимодействия «ТЕЛЕМОСТ»
Месяц Тема Трансляция педагогического опыта Деятельность взрослых и детей
Январь Организация деятельности по проекту Предварительная работа:
1. Обсуждение работы по сетевому взаимодействию между участниками ДОУ.
- заключение договора о сетевом взаимодействии между учреждениями;
-обсуждение технической связи для включения видео-бесед;
- план работы. Связь с педагогами в созданном чате мессенджера "WhatsApp"
Февраль
«Приветствие и знакомство» Предварительная работа:
-Определить участников онлайн-беседы;
- подготовить краткое резюме участников проекта. Прямое включение
Краткое представление участников проекта.
(структура общения прописана в приложении № 2)
Март
Акция-видео привет
«Визитная карточка детского сада» Предварительная работа:
-подготовка мини-рассказа детьми о своем детском саде;
- составление презентации о ДОУ Прямое включение
Онлайн-представление воспитанниками своего детского сада.
(Обмен материалами- фотографиями, презентациями) материал не более 10-12 слайдов; обмен материалами через мессенджеры
Апрель
«Модель взаимодействия Наставник-молодой педагог»
Предварительная работа:
-подготовка материала по данной теме;
-создание памятки «Модель взаимодействия Наставник-молодой педагог»
для участников проекта. Прямое включение - краткое выступление педагогов-наставников и молодых специалистов по теме, представление модели взаимодействия. Обсуждение по теме.
(отправка материала по электронной почте и др.)
Май
Онлайн-интервью «О профессии воспитателя» Предварительная работа:
- провести беседы с воспитанниками о профессии воспитатель,
- подготовитьдля интервью вопросы. Прямое включение –
Онлайн-интервью между воспитанниками и педагогами ДОУ разных регионов России о профессии - воспитатель.
Июнь-август
Сентябрь «Педагогическая копилка»
Предварительная работа:
Обмен конспектами НОД совместной деятельности, мастер-классами своего инновационного опыта, консультациями, семинарами. Прямое включение - представление своего педагогического опыта участниками проекта
(отправка материала и ссылок на открытые просмотры по электронной почте и др.)
Октябрь Онлайн-беседа
«Славен край наш родной» Предварительная работа:
- подготовить мини-рассказ с детьми о достопримечательностях своего края, региона, города. Прямое включение
Онлайн-представление между воспитанниками ДОУ разных регионов России о своей малой Родине.
Ноябрь Семинар-тренинг «Толерантность-важное условие эффективного взаимодействия» Предварительная работа:
-сбор дидактического материала.
Прямое включение
Онлайн-тренинг
Обмен опытом по теме.
Выполнение творческих заданий в онлайн-формате.
Декабрь Совместное мероприятие, Предварительная работа:
Подготовка видео поздравлений от педагогов и воспитанников ДОУ
Подведение итогов по сетевому взаимодействию между учреждениями Прямое включение
Поздравление с Новым годом.
Общение в форме
«Вопрос-ответ»
Итого встреч: 8 прямых включений
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112с.
2. Виноградова, Н. А., Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М., Айрис-пресс, 2008. – 123с.
3. Головинская Е. А., Пивчук Е. А. Сетевое партнерство: пространство развития. Методическое пособие. Санкт-Петербург. Издательство Политехнического университета, 2014.
4. Чернова О. В. Проблемы сетевого взаимодействия в образовательном учреждении //Инфоурок – URLhttps://infourok.ru/problemi-setevogo-vzaimodeystviya-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-542029.html