Марина Виноградова
Конспект интегрированного занятия по математике «Дом для гнома» с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по математики с использованием универсальных средств обучения- блоков Дьенеша для детей средней логопедической группы.
Тема занятия «Дом для гнома»
Воспитатель: Виноградова М. А.
Цель: Развитие речи, познавательных и творческих способностей детей с помощью универсальных средств обучения-блоков Дьенеша
Задачи.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по математике „Дом для гнома“ с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Обучающие
Формировать у детей умения кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов.
Развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других, следовать правилам при решение практических задач
Упражнять в составление изображения предмета с помощью блоков, закодированными образно-ассоциативными кодами. Развивать конструктивные навыки. Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам. Дать представление о симметрии, трансформации размера, формы
Коррекционные
Способствовать развитию у детей фразовой речи, умение согласовывать существительные с прилагательными, числительные с существительными.
Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового материала.
Воспитательные
Формировать у детей элементарные знания об опасности с огнём и опасных последствиях с пожаром воспитывать навыки учебной деятельности, целеустремлённость. устойчивый интерес к математическим знаниям. Развивать умение детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия;
Материал : Использование мультимедийного оборудования, логические блоки Дьенеша, карточки символы по 1 шт. (форма, цвет, размер, толщина, картинки для самостоятельной работы-лев,птичка, мотоцикл, машина. …., 2 обруча, три домика для поросят, 6 маленьких контейнеров с блоками, верёвочка, волшебная палочка, костюм феи, математический планшет
Педагог: Ребята, а вы любите сказки, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну. Это удивительная страна. где вы станете маленькими волшебниками и сможете увидеть чудеса волшебной палочки. А живёт в этой волшебной стране Лесная Фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. Вы готовы отправиться на встречу с волшебницей. Тогда слушайте внимательно.
Чтобы в сказку нам попасть
Всем ребятам нужно встать
Хлопнуть, топнуть и нагнуться
покружиться, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть, Внести обруч
Обо всем на миг забыть,
Дружно встать сказать слова:
«Здравствуй сказка и игра!»
Фея: Здравствуйте дети, Я так рада, что вы пришли ко мне в гости
Ну, чтобы попасть в мою волшебную страну, нужно пройти через сказочные ворота. Вот вам пригласительным билетам.
Педагог; Ребята, выберите карточку, на которой условно обозначены свойства блоков. С помощью символов, найдите геометрическую фигуру. Это будет ваш пригласительный билет, покажите его феи.
Фея: Ребята проходите и занимайте стульчик с фигурой, которая зашифрована на этой карточке Ваша фигура должна совпасть с фигурой на стульчике. Занимайте свои места. На столах лежат математические планшеты
Фея: Ребята. Мне очень нужна ваша помощь В моём сказочном лесу живёт добрый, маленький гном, но с ним приключилась неприятная история. Послушайте.
Под горой построил дом
Сам себе весёлый гном.
В нём устроил он камин
И трубу, чтоб вился дым.
Счастлив был весёлый гном
В милом домике своём.
\Он трудился целый день
И при этом песни пел,
Сам на дудочке играл,
Сам себя он развлекал.
Как-то раз весёлый гном
За дровами в лес пошёл. Вдруг увидел домик свой
Весь охваченный огнём.
Был в камине сильный жар –
От него возник пожар.
Дилли-дилли, дилли-бом,
стал печальным добрый гном
На экране появляется печальный гном
Фея; Какая неприятная история произошла с гномиком.
Как вы думаете почему сгорел дом. (Ответы детей)
Фея: Прошу вас помочь гномику построить дом
Педагог: Ребята построим гномику новый дом?.
Фея: Спасибо ребята. Поможет вам, моя волшебная палочка. Она загорается только тогда, когда дети выполняют задание.
За каждое правильно выполненное задание, вы получите детали из которых и построите гномику дом. Я уверена, что вы сумеете справиться.
Фея: С чего начинается строительство дома. (Строительство зданий начинается с проекта)
Фея: Что такое проект? Проект дома -это специальный рисунок, который называется чертёж.
Фея; Чертежи создаёт архитектор.
Фея: Архитектор-это художник-строитель, он придумывает проект дома,даёт его руководителю стройки, он знакомит строителей, а они точно по проекту возводят дома
Педагог; Сегодня мы с вами будем и архитекторами, и строителями-
Педагог: На математическом планшете мы будем рисовать резиночками чертёж дома.
Педагог; Давайте вспомним, как работать с математическим планшетом. Положите планшет перед собой так, чтобы буква А оказалась в нижнем левом углу. Резиночку закрепите за штырёк. Левой рукой придерживаем резиночку, а правой рукой тянем снизу вверх или слева на право. Кто хочет повторить, как работать с математическим планшетом.
Давай те подумаем, что первое нужно нарисовать. Стены дома. Крышу. ….
Приступайте к работе. Педагог во время работы обсуждает рисунки домов детей, обращая внимание на геометрические формы, стен, окон. крыши.
Фея: Какие вы молодцы, домики получились красивые, интересные я думаю гномику понравиться
Фея дотрагивается до экрана и говорит
-Я палочкой волшебной
Тихонько проведу
По белому и чистому экранному стеклу - появляется силуэт дома.
Фея: Что нам нужно нарисовать?-окно, трубу, дверь
Педагог: Ребята давайте подумаем, из какого материала будет строить дом
Из какого материала строят дома?-(из кирпича-кирпичные, дерева-деревянные, блоков -блочные)
Педагог: У гномика был какой домик-деревянный домик, а мы построим ему дом из блоков.
Давайте превратимся с вами в строителей и начнём строить Гномик живёт в сказочном лесу, значит домик будет волшебный. Поэтому нам понадобятся ваши знания, умения, находчивость и смекалка. Гномику мы будем строить дом из блоков-блочный. А у нас есть блоки. Вот сколько-педагог показывает блоки.
Фея :Вот вам первое задание.
Рано утром на лугу,
Заяц затеял здесь игру.
Все фигуры перепутал,
Разобрать я не могу
Педагог; Ребята поможем феи разобрать фигуры. Давайте возьмём два обруча Какого цвета обручи? Ваня положи обручи так, чтобы у нас получилось три домика. Первый домик будет в каком обруче? Второй домик будет в? Третий домик у нас в пересечение двух обручей. Алеся положи в красный обруч тучку любого цвета.
Лёша положи в желтый обруч любую геометрическую фигуру. ребята какие фигуры у нас будут в пересечение красного и жёлтого обруча.
Ребята перед вами два обруча. Какого цвета обручи? В зелёный обруч мы положим все круги. Алеся положи карточку подсказку обозначающую круги, В красный обруч положим все фигуры жёлтого цвета Ваня какую карточку подсказку нужно положить в красный обруч?-Жёлтую тучку. А какие фигуры мы положим в область пересечения красного и зелёного обруча?-круги жёлтого цвета
Вопрос; Какие блоки лежат внутри зелёного обруча, но вне красного? — все круги. Какие блоки лежат внутри красного обруча, но вне зелёного?-фигуры жёлтого цвета
Какие фигуры лежат в обручи пересечения красного и зелёного обруча? Жёлтые круги
Какие фигуры оказались вне обоих обручей. Вне обруча лежат все не жёлтые фигуры
Педагог разложите фигуры по контейнерам.
Фея: Молодцы,получайте следующий блок. Фея дотрагивается палочкой до экрана.
Расставить домики-
Второе задание
Фея даёт листки с изображением педагогу. Вот вам следующее задание.
Педагог предлагает детям самостоятельно выбрать карточку.
Педагог; Ребята, посмотрите какие у вас есть интересные картинка Я предлагаю вам с помощью блоков раскрасить их. (на листках изображение из геометрических форм) Спрашиваю детей, что у них изображено.
В рисунке каждая геометрическая фигура обладает тремя заданными символами,чтобы вам не ошибиться и правильно выполнить задание, давайте все вместе вспомним, что обозначает каждый символ.
На экране появляется изображение геометрических форм—
Что обозначают эти символы? — форму геометрических фигур На экране появляются три разноцветные тучки-
Что обозначают эти символы? -цвет блоков
На экране появляется два домика большой и маленький-
Что обозначают эти символы?-размер фигур
На экране появляется толстый и тонкий человечек- Что обозначают эти символы?-толщина фигуры
Педагог: Ребята вам, нужно ориентируясь на контурное изображение рисунка, отобрать блоки по четырём свойствам (форме, размеру, цвету и толщине) наложить их на соответствующее изображение. (Ориентируясь на символы геометрических фигур дети выбирают блоки и накладывают блоки на соответствующее контурное изображение.)
Педагог: Молодцы все были очень внимательны, посмотрите какие разноцветные у вас получились картинки.
Педагог: Уберите конструктор в контейнеры.
Все справились с заданием. Безупречная работа!
Педагог: Посмотрите у нашего домика появилась стена, а с какой стороны появилась стена?
Третье задание
Фея: Ребята послушайте загадку;
Носик круглый, пяточком, Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Фея:
Игра «Построй дорожку»
На полу построено три домика, Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа, Наф-Нафа Между ними нужно построить дорожку, чтобы поросятам было удобно бегать друг к другу. Ну дорожку нужно строить по правилу.
Предложить детям выбрать необходимые карточки, закрепить их на домиках
Педагог: Дети, расскажите по какому правилу вы будете строить дорожку Ниф-Нифа к Нуф-Нуфу? (чтобы рядом не было фигур одного размера.)
Педагог: Какой блок за каким должен идти? С какого блока вы начнёте строить дорожку?
Даша и Мирон будут строить дорожку от Нуф-Нуфа к Наф-Нафу—чтобы рядом не было фигур одной формы.
Алеся и Диана будут строить дорожку от Наф-Нафа к Ниф-Нифу, чтобы рядом не было фигур одной толщины.
Педагог: Молодцы дорожку между домиками построили. Теперь они могут ходить друг к другу в гости
Фея: Блестяще! На экране появляется очередной блок.
Педагог вот ещё одна стена появилась. Как она расположена? (слева или справо)
Четвёртое задание.
Фея ; Ребята, а вы любите ходить в гости. Я тоже люблю ходить в гости Сегодня я хочу рассказать вам про одного известного вам героя.
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, медвежонка,который тоже любил ходить в гости-это Винни-Пух.
Фея: Однажды Винни отправился в город геометрических фигур. Зашёл он в первый дом Какие же фигуры живут в доме под номером один.
Дети- круг, квадрат и прямоугольник. -черного цвета.
Посмотрите, какие фигуры живут на первом этаже дома-квадрат, прямоугольник, круг.
Теперь давайте посмотрим какие фигуры живут на втором этаже-квадрат. прямоугольник и круг, только в другом порядке.
Педагог: Да, все правильно: на втором этаже живут точно такие же фигуры, как и на первом, только они живут в других подъездах. Давайте внимательно посмотрим на третий этаж. Какие фигуры должны быть на третьем этаже. -точно такие же или другие. Точно такие же
Посмотрите на этом этаже живут прямоугольник и круг, а вместо третьей фигуры мы видим в окошке Винни. Как вы думаете к какой геометрической фигуре зашёл Винни пух.
Так же рассматриваем все домики. Обратите внимание здесь живут разноцветные круги. Обратите внимание в этом домике живут треугольники разного размера.
Фея; Игра с домиками сложная работа, вы были внимательные. Молодцы получайте ещё один блок.
Педагог: Фея хочешь посмотреть, как мы сейчас с ребятами станем маленькими волшебниками и превратим круг в овал, треугольник в квадрат, прямоугольник-опять в круг.
Пятое задание.
Физкультминутка «Волшебники».
Дети встают в центр комнаты. Они получают верёвку со связанными концами, берутся за неё обеими руками и по сигналу педагога образуют различные геометрические фигуры, При этом повторяя особенности геометрических форм: у овала и круга нет углов. У треугольника три угла, и три стороны, а у квадрата и прямоугольника четыре угла и четыре стороны: у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника только противоположные
Фея: Молодцы вы настоящие волшебники
Педагог: мы не волшебники мы только учимся
Фея: Ребят посмотрите какой красивый домик вы построили, На экране появляется домик гномика
Чтобы у гнома было хорошее настроение, и в его доме было тепло и светло, я добавлю солнышко, а вам за правильные ответы дам по лучику
Экране появляется солнышко с лучиками
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь - это просто!
Лучик солнца – это Вам!
Фея: Ребята на прощание я дарю вам волшебную палочку.
Педагог: Спасибо фея это палочка поможет нам совершать добрые дела и стать настоящими волшебниками
Педагог: А сейчас пришло время возвращаться.
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернёмся
Мир волшебный не забудем.
Педагог: Ребята мы побывали с вами в сказочной стране. Что случилось в этой стране? Нам удалось ему помочь, что мы для этого сделали