Сайгибат Алиева
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в старшей группе «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
Тема: «Путешествие на веселую ярмарку народных промыслов»
Цель: Формирование у детей любви и уважение к народному искусству, народному промыслу.
Образовательные задачи: актуализировать знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать учить детей выделять характерные особенности гжельской, хохломской и дымковской росписи;
Развивающие задачи: развивать память, внимание, воображение, речевой слух,
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в старшей группе „Путешествие на ярмарку народных промыслов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
общую и мелкую моторику, расширять активный словарь детей, развивать связную речь, произвольную память и внимание;
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважительное отношение к Родине, к труду народных умельцев (гжель, хохлома, дымка);
Оборудование: наглядный материал дымковская игрушка, деревянная посуда с хохломской росписью, посуда с росписью гжель, иллюстрации современной России и древней Руси, разрезные картинки.
Ход НОД:
В группе организована ярмарка народных промыслов России (три стола и на них дымковские игрушки, хохлома, гжель). Скоморох приглашает гостей на ярмарку.
- Здравствуйте, честной народ! В гости ярмарка зовет! И что глянется душе - выбирай, покупай, забирай!
За столами 3 ребят в старорусской одежде. Ребята приглашают гостей рассмотреть изделия.
Первый ребенок:
- Мои игрушки покупайте! Детям радость доставляйте!
Второй ребенок:
- Золотая хохлома! Покупайте хохлому!
Третий ребенок:
- Покупайте мой товар! Гжельскую посуду!
Дети под музыку (У моей России длинные реснички) входят в зал.
Воспитатель:
- Дети, у нас гости, поздоровайтесь.
Дети здороваются и садятся на стулья.
Воспитатель:
- Ребята, я знаю,что вы любите путешествовать и сегодня мы с вами отправимся в путешествие на ярмарку народных промыслов, но прежде чем отправиться в путешествие, давайте поговорим о нашей стране. Так в какой же стране мы с вами живем?
Дети:
- Мы живем в России.
Воспитатель:
- Правильно, мы - россияне. А какая она, наша Россия?
Дети:
- Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Воспитатель:
- Да ребята, наша страна красивая, богатая, сильная, огромная и ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как наша Россия.
Чем же богата наша Россия? Богата она природой, лесами, полями, реками, красива она своими городами, музеями, парками, фонтанами, театрами. Наша страна славится своим гостеприимным народом. А всегда ли она была такой великой, богатой, красивой?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Ребята, давайте перенесемся в старину и вспомним, как наша страна называлась давным-давно, в старину.
Дети:
- Наша страна называлась Древней Русью.
Воспитатель:
- Давным-давно, когда Русь только зарождалась, города, а точнее,
поселение были совсем не большие, дома были деревянными, народа в них было мало, жили дружно, рыбачили, охотились, пахали и засеивали землю.
Время шло, поселение росли, укреплялись. Появилось много мастеров. Так что же научились делать мастера?
Научились делать из железа и стали оружие, ткать и шить одежду, научились делать из глины посуду, игрушки,из дерева научились делать домашнюю утварь. И чтобы посуда, игрушки, мебель была красивой, яркой радовали глаза люди научились их расписывать. А вот какие узоры наносили мастера на свои изделия, мы с вами узнаем на ярмарке народных промыслов. Что такое ярмарка? Ярмарка - это место, где продают и покупают разные товары. Ярмарка - это праздник, веселье, гулянье.
Ребята, а что такое народные промыслы?
Дети:
- Это то, что мастерили люди своими руками.
Воспитатель:
- Да, наш народ удивителен. Он всегда своими руками творил чудеса: люди делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своим детям, а лишние они привозили на ярмарку и продавали. Так и появились народные промыслы. А вот с некоторыми из них мы познакомимся на ярмарке. Готовы отправится на веселую ярмарку?
Дети:
- Да!
Под музыку («Золотая ярмарка») дети отправляются на ярмарку.
Воспитатель:
- Вот мы с вами на ярмарке. Давайте посмотрим, какие изделия представлены здесь.
Дети:
- Дымковские игрушки.
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это дымковские игрушки?
Дети:
- По узорам, по цвету, по белому фону.
Воспитатель:
- Из какого материала они сделаны?
Дети:
- Из глины.
Воспитатель:
- Сделаны из красной глины. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, конь или олень. Затем поделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и белили игрушку, затем расписывали красками. Ребята, какими элементами росписи украшают свои игрушки дымковские мастера?
Дети:
- Дымковские мастера украшают свои изделия кружочками, точками, прямой и волнистой линией, кольцом, сеточкой.
Воспитатель:
- Какого цвета узоры на дымковских игрушках?
Дети:
- Красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного.
Воспитатель:
- Молодцы ребята! Давайте отправимся дальше и посмотрим на это чудо из чудес.
Что можете рассказать, откуда они, из чего сделаны эти изделия?
Дети:
- Из села Хохлома, сделаны из дерева.
Воспитатель:
– Ребята, из каких элементов состоит хохломской узор?
Дети:
- Хохломской узор состоит из травки, листьев, ягод, веточек.
Воспитатель:
- Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. А какие цвета использовали мастера из древесины?
Дети:
- Есть черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета,поэтому говорят «золотая хохлома»
Воспитатель:
- Ребята отправляемся дальше. Посмотрите на эту сине-голубую сказку. Как вы думаете, откуда эти изделия и из чего они сделаны? В селе Гжель изготавливали из знаменитых гжельских глин различную посуду и игрушки. Какую краску цвет используют мастера при росписи керамической посуды?
Дети:
- Посуда расписана, сине-голубым цветом.
Воспитатель:
- Какими элементами росписи украшают мастера свои изделия.
Дети:
- Мастера украшают свои изделия широкими мазками, прямыми и волнистыми линиями, точками, сеточкой.
Воспитатель:
- Как называется этот орнамент?
Дети:
- Здесь есть и растительный орнамент, и геометрический.
Воспитатель:
- Правильно ребята. Молодцы! Вот мы и познакомились с некоторыми видами народных промыслов. Ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, жостовская роспись, городецкая роспись. О них мы поговорим позже.
А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами и добавить к этим
изделиям свои. У вас на столах есть материал и из этого материала мы сделаем посуду, игрушки. Приступаем к работе.
Дети собирают разрезные картинки где нарисованы посуда, игрушки.
Воспитатель:
- Ребята, наше путешествие заканчивается, и нам пора возвращаться в группу.
Дети под музыку («У моей России длинные реснички») возвращаются в группу.
Итог.
Воспитатель:
- Ребята вам понравилось путешествие?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Что мы узнали сегодня нового?
Дети:
- Узнали о народных промыслах. (гжель, хохлома, дымка).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! На этом наше занятие заканчивается. Ребята, спасибо вам за вашу активность. До свидание!