Наталья Батуева
Конспект интегрированного занятия НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Покормите птиц»
▼ Скачать
Конспект интегрированного занятия НОД по ФЦКМ в подготовительной группе на тему : «Покормите птиц!»
Актуальность: Хороший снег в Бурятии выпадает уже в ноябре, тогда же температура падает ниже -15 С. Зима начинается с середины ноября и заканчивается в начале марта. К середине зимы начинаются сильные холода. Здесь зима долгая и морозная. А зимой корм найти труднее. Оказывается, самое опасное время для птиц — конец зимы и начало весны, когда все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены. Как же помочь птицам пережить зиму?
Публикация «Конспект интегрированного занятия НОД по ФЦКМ в подготовительной группе „Покормите птиц“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Мало кто задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Птицы - часть окружающего нас мира и все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Проведенные с детьми беседы показали недостаточный уровень знаний у детей о зимующих птицах и оказании помощи зимой.
Очень важно наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы. Педагоги должны способствовать стремлению бережного отношения к природе и всему живому, желанию помогать зимующим птицам. Самый доступный и распространенный вид помощи – развешивание кормушек и подкормка птиц. Такая добрая традиция существует в нашем детском саду.
Цель: познакомить дошкольников с природой родного края, в частности, познакомить с некоторыми видами зимующих птиц, обитающих в Республике Бурятия. Также привлечь внимание к решению вопросов охраны окружающей среды, а именно к проблеме питания зимующих птиц, стремлению сохранения их численности.
Задачи:
- расширять знания детей о зимующих птицах родного края;
- развивать умение детей составлять описательный рассказ;
- продолжать учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- развивать связную речь;
- заинтересовать детей особенностями жизни зимующих птиц;
- учить детей правильно заботиться о птицах в зимнее время, учить применять полученные знания на практике, получать удовлетворение и радость от проделанной работы;
- развитие творческих способностей.
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Необходимый материал: картинки с зимующими птицами родного края, картинки с кормом для птиц, картинки с кормушками, аудиозапись «В зимнем лесу», картинки-схемы для составления описательного рассказа о птице, белые альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель (вступительное слово) :
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах вдоль ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Ребята, у меня для вас загадки. Угадаете?
Дети: да!
Воспитатель:
1. Он в шапке красной и пальто,
Нос похож на долото.
Столяру древесный ствол
Каждый день и дом, и стол. (Дятел)
2. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна
Брюшко белое да плечи.
Тарахтение вместо речи.
Хоть кого увидит-в миг
Поднимает стрекот-крик. (Сорока)
3. Я без дома жить могу.
Для детей гнезда не вью.
Не кормлю свою семью.
Всего две буквы знает,
В лесу их повторяет. (Кукушка)
4. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей)
5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь).
Дети угадывают. Воспитатель демонстрирует картинки с угаданными птицами.
Воспитатель: правильно, вы угадали всех птичек. Эти птички и сейчас, зимой живут в лесу. Они не улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Да. Сейчас мы с вами попробуем ненадолго оказаться в зимнем лесу.
Звучит аудиозапись. Дети слушают.
Воспитатель рассказывает: как хорошо в зимнем лесу! Ясно, морозно, свежо. А если прислушаться, то услышишь, что зимой жизнь в лесу продолжается. Ребята, что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: гудят верхушки деревьев: ели, сосны. Журчит где-то незамерзающий ручеек. Слышно, как стучит дятел, он занят своим трудом : ищет питание -шишки и семена деревьев. Домик на зиму он приготовил себе заранее — это дупло. Он выдалбливает его две недели, потом утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом. Дятла мы узнаем по красной шапочке на его голове, по большому крепкому клюву, у него черное оперенье, а на крылышках белые крапинки. (Описываем вместе с детьми).
Вот пролетела и каркнула сорока. Наверно в свой домик полетела. У нее большое и круглое гнездо из веток и глины для прочности, а сверху навес из веток от снега. Гнездо тоже теплое- там есть травинки, шерсть, пух. Сороку мы знаем! Голова и крылья у сороки-черные, а туловище белое. Хвост длинный, черный, на солнце переливается зеленоватым цветом. (Описываем вместе с детьми).
У птиц свои домики. А вот, например, синица делает небольшое гнездышко из веточек и соломы, утепляет его. Иногда может поселиться в пустующем дупле дятла. Синичку мы узнаем по желтой грудке, черным крылышкам, а на голове темно-синяя шапочка. (Описываем вместе с детьми). Демонстрация картинок.
Давайте поиграем- превратимся в птиц (физкультминутка). Я буду читать стихи, когда я назову птицу, то надо махать руками как крыльями.
Прилетели птицы,
Голуби, синицы, воробьи и совы, чайки и …коровы.
Прилетели птицы,
Голуби, синицы, соловей и чайка, грач и …балалайка.
Прилетели птицы,
Голуби, синицы, соловьи и совы, чайки и … макароны.
Прилетели, наконец
Лебедь, …щука… и скворец.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем птицы питаются зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: зачем нужно подкармливать птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: да, тяжело птицам в суровую зимнюю пору. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из десяти синиц выживают только две. А вот сытой птице и мороз не страшен. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедено или пропало, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. Необходимо помочь птицам пережить зиму, сделать и вовремя пополнять кормушки. Подкармливать птиц можно до середины апреля, когда появятся первые насекомые и пробудятся первые почки.
Чем можно кормить птиц?
Ответы детей: семечками, хлебными крошками, пшеном, несоленым салом.
Воспитатель: правильно! (повторяет). Сейчас давайте поиграем в волшебный мешочек.
Игра с картинками- схемами для описательного рассказа о птице. В мешочке карточки для рассказа описания синицы, сороки и дятла. Воспитатель на своем примере вытаскивает карточку и составляет рассказ. Затем ребенок наугад достает карточку и по образцу сам рассказывает о птице.
Воспитатель: Ребята, давайте устроим выставку картин с зимующими птичками. Пусть каждый выберет зимующую птицу и нарисует ее. Можно на веточке, в гнезде или в кормушке.
Дети рисуют по замыслу.
Пауза во время рисования: речевая, пальчиковая игра «Снегирек»
Сел на ветку снегирек Ф-ф, ф-ф,
(Дети взмахивают кистями рук, коротко и активно выдыхают)
Брызнул дождик- он промок Ф-ф, ф-ф,
(Ударяют указательным пальцем по ладони другой руки, коротко, мягко выдыхают)
Ветерок, подуй слегка,
(Качают поднятыми руками над головой)
Обсуши нам снегирька: ф-ф-ф-ф-….
(Продолжительно выдыхают).
Список использованной литературы:
1. И. В. Бодрова «Мнемотехника для детей»,СПб, 1998г.
2. В. В. Волина «Загадки для детей от А до Я», СПб,1997г.
3. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»,М,2000г.