татьяна мартюшева
Конспект интегрированного занятия (народное творчество — ручной труд) «Кукла — оберег»
Конспект
интегрированного занятия
(народное творчество - ручной труд)
«Кукла – оберег»
Старшая группа
Составила: Т. Н. Мартюшева
Задачи:
обучающие
* Расширять знания детей о народной игрушке - кукле из ниток.
* Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.
* Совершенствовать мелкую моторику.
* Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
Публикация «Конспект интегрированного занятия (народное творчество — ручной труд) „Кукла — оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
* Расширять словарный запас (оберег).
*Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
развивающие
* Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.
воспитательные
* Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.
Предварительная работа
* Рассматривание иллюстраций происхождение ниток, тряпичных кукол, тканей.
* Заучивание пословиц о труде.
* Проведение Мастер-класс для детей «Изготовление куклы из ниток»
Оборудование: тряпичные куклы, разноцветные клубки ниток, картон прямоугольной формы, красная лента.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в группу.
Проходите, проходите, добры молодцы да красны девицы, в мою светлую горницу, сядем рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам про давние времена. Давным –давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими мальчиками и девочками, таких кукол, какими вы сейчас играете, не было. Но и в те стародавние времена дети очень любили играть в дочки-матери. Девочки постарше мастерили себе куклы своими руками. Тут в ход шли разноцветные лоскутки, вышивка, ленты, бусины и, конечно, фантазия. И даже когда становилась взрослой, девушка брала с собой своих любимых кукол и играла в свободную от забот минуту.
У меня есть сундучок,
Помоги ты нам, дружок,
Кукол новых покажи,
Всё ребятам расскажи!
Хотите посмотреть?
Сундучок открывается, первая кукла появляется!
Кукла-десятиручка
Эта кукла – десятиручка, с десятью соломенными ручками. Такую куклу дарили невесте на свадьбу, чтобы молодая хозяйка все успевала делать по хозяйству.
Кукла-Санница
Это народная зимняя кукла, которую делали специально для открытия зимних горок. Кукол спускали на санках со снежных склонов. Считалось, чем дальше такая куколка проедет на своих саночках, тем лучше будет урожай.
Куклы-неразлучники
Эти куклы дарятся жениху и невесте, молодой семье. У этих народных кукол общая рука, как будто они вместе живут и вместе делают хорошие, добрые дела. А также чтобы они были вместе и в горе, и в радости.
Кукла-колокольчик
Кукла добрых вестей, оберег хорошего настроения. Звон колокольчика оберегал людей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
Кукла-мартиничка
Эту куклу дарят знакомым, родственникам, домочадцам. С пожеланиями добра, здоровья и счастья. Девушки и юноши дарили таких кукол из ниток в знак любви.
(куклы достаются по одной, детям даётся возможность их рассмотреть, потрогать, высказать свои впечатления)
Воспитатель: Такие куклы были самыми любимыми, потому что они были сделаны своими руками. В этих творениях чувствовались и творчество, и фантазия, и представления о жизни, и душа. У каждого, кто делал тряпичные куклы, получалась своя «лоскутная» история. Но с куклой раньше не только играли, она ещё служила оберегом, оберегала человека от болезней и беды, приносила счастье, оберегала дом.
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. А вы хотите сделать оберег и подарить его самому близкому?
Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег.
Но сначала сделаем небольшую разминку. Дети становятся рядом с воспитателем и выполняют игровое упражнение. Физминутка «Кукла»
Я хожу, хожу, хожу,
(ходьба с высоким подниманием колен)
Вдруг я куклу разбужу!
(полуприседание, удержание позы)
Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.
(потягивание на носочках)
Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.
(руки на поясе, ходьба на носочках
Проговаривание шепотом).
Молодцы, а теперь усаживайтесь за свои места
Чтобы сделать красивую куклу оберег, нужно потрудиться. Какие вы знаете пословицы о труде?
Предполагаемые ответы детей:
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
«За всякое дело берись смело»
«дело мастера боится».
Воспитатель: Мы с вами изготовим куклу из ниток. Посмотрите, что нам нужно для изготовления куклы?
Предполагаемые ответы детей: Для работы нам нужны разноцветные нитки, ножницы, картон.
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы. Выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. На картон прямоугольной формы тесно наматываем круговыми движениями нитки.
Нитки должны плотно прилегать друг к другу. Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук - завязываются ниткой. Оставшиеся нити - юбка. Она украшается красной лентой.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы.
Воспитатель: Вы все потрудились молодцы, но чтобы кукла служила оберегом, ее нужно наделить магической силой. Давайте кукол положим в коробку, а вечером мы ее наделим магической силой.
И вы сможете подарить своей маме на память эту замечательную куклу, сделанную своими руками