Жанна Коваль
Конспект интегрированного занятия «Беседа о лесе»
▼ Скачать + Заказать документы
К О Н С П Е К Т
интегрированного занятия
воспитателя Коваль Ж. В.
Цель: обогащать и систематизировать знания детей о природе, о значении леса в жизни человека, животных, растений.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представление детей о лесе и его обитателях;
- показать взаимосвязь и взаимодействие всех живых организмов леса;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Беседа о лесе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
- вспомнить, какие деревья растут в лесу (названия, внешние признаки, особенности произрастания);
- продолжать знакомить с произведениями художественной литературы и фольклора;
- закрепить знания о правилах поведения в лесу.
Развивающие:
- развивать у детей познавательные интересы, внимание, память, мышление;
- развивать эмоциональную сферу, творчество;
- активизировать словарь, развивать связную речь;
- развивать экологическую культуру.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать инициативность.
Методические приё мы: беседа, загадки, физкультминутка, сюрпризный момент, дидактические игры, пластическая игра.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная.
Материалы к занятию :
1) Игрушка «Старичок-лесовичок»;
2) Предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев;
3) Засушенные листья дуба, берёзы, липы, клёна, рябины, хвоя ели и сосны;
4) Рисунок «Сухое дерево» и набор зелёных листьев из бумаги;
5) Аудиозапись «Звуки леса»
Ход занятия
1) Звучит аудиозапись, где слышится пение птиц. Дети входят в группу и садятся за столы, на которых лежат сухие листья разных деревьев и хвоя ели и сосны.
Воспитатель: Ребята, когда и где можно услышать такое птичье многоголосие? Кто был в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, друзья,в лесу живёт старичок-лесовичок, и сегодня он пришёл к нам в гости, чтобы услышать, что вы знаете о лесе. Расскажите, пожалуйста, лесовичку, что такое лес, что растёт в лесу, кто живёт в лесу.
Ответы детей.
Воспитатель спрашивает у лесовичка, понравились ли ему ответы детей, а затем говорит воспитанникам, что лесовичок очень доволен ответами ребят и хочет остаться на занятии, чтобы послушать, что ещё они знают о лесе.
Затем воспитатель делает вывод: Лес – это общий дом, где всем его жителям хватает места. Животные, птицы, насекомые, растения, грибы – это и есть лес. Отдельно всё существовать не может.
2) Воспитатель спрашивает: Почему сначала кажется, что лес — это только деревья?
После ответов детей воспитатель уточняет: Деревья – это самые большие, самые главные жители леса. Дерево – символ жизни, роста, взросления, умирания.
Затем детям предлагается назвать деревья, листочки которых лежат у них на столах.
Воспитатель спрашивает: А какие ещё деревья растут в наших лесах?
Ответы детей.
Воспитатель отмечает, что старичок-лесовичок улыбается, он рад, что ребята знают так много деревьев.
3) Воспитатель отмечает, что, так как дерево – главный житель леса, то даже название леса зависит от того, какие деревья в нём растут.
а) отгадайте, о каком дереве идёт речь?
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан
(Берёза)
По каким признакам мы узнали берёзу? Опишите их. Как называются леса где растут одни берёзы? Кто был в берёзовой роще? Почему это светлый лес?
Воспитатель сообщает, что берёза единственное дерево с белым стволом, она символ Руси.
б) Воспитатель спрашивает, о каком дереве следующая загадка?
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Как называется дубовый лес? Что отличает дуб от других деревьев?
Воспитатель рассказывает о том, что дуб – один из долгожителей леса, он может прожить до 2000 лет. А. С. Пушкин писал о дубе:
Гляжу ль на дуб уединённый
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил моих отцов.
Объяснить детям значение слова патриарх – сторожил, долгожитель.
Физкультурная минутка: стоя, дети делают движения руками, повторяя при этом скороговорку
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
в) Воспитатель: А теперь давайте вспомним о деревьях, у которых вместо листиков иголки. Как называются иголки? Как называется лес, в котором растут одни ели? В ельнике всегда полумрак, травы и кустов мало. Как называется лес, в котором растут одни сосны? В сосновом бору, в отличие от ельника светло и сухо.
г) Воспитатель: Мы вспомнили, что в берёзовой роще водят хоровод берёзки, В дубраве стоят богатыри – великаны дубы. В ельнике растут пышные красавицы ели. Сосновы бор похож на дворец, где стволы сосен, как золотисто-медные колонны, подпирающие ветвями небо. А скажите, пожалуйста, как называются леса, где все деревья встречаются вместе и уживаются друг с другом?
Ответы детей.
А теперь мы поиграем в пластическую игру «Смешанный лес». Дети выходят из-за столов. Воспитатель говорит, чтобы дети представили, что наш ковёр на полу – это трава, цветы. В траве ползают насекомые, порхают бабочки, жужжат пчёлы. А вы покажите пластический образ (своим телом) любое дерево. Дети изображают деревья. Если задул ветер, деревья начинаю качаться.
4) Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр и представить себя в лесу летом. Вокруг растут деревья, но одно дерево засохло. Давайте поможем «несчастному» дереву. Как можно его спасти? На зелёных листочках записывает пожелания детей и приклеивает к дереву. Когда все листочки приклеены, воспитатель говорит, что наше дерево зазеленело, ожило от доброты и заботы. Если каждый человек будет проявлять заботу хотя бы об одном дереве, то наши леса не будут погибать. А ведь лес- это наше здоровье. Он дарит людям чистый воздух, прохладу, тишину, свои ягоды и грибы. Лес красив в любое время года: и летом, когда кругом слышно пение птиц, лесные шорохи, шум листвы; и зимой, когда кажется, будто в лесу всё замерло.
5) Воспитатель говорит: Давайте ребята, в заключение нашего занятия, вспомним, какой праздник любят и взрослые и дети. Что принято ставить в домах на Новый год и Рождество? Ребята, лесовичок напоминает вам, что лучше поставить дома искусственную ёлочку, а не срубленную в лесу.
А если вы хотите почувствовать под Новый год запах свежей хвои, то пойдите с родителями в лес, возьмите с собой ёлочные игрушки и украсьте ими ёлочку прямо в лесу, поводите хоровод вокруг неё. Вы будете веселы, рады, и ёлочка останется в лесу радовать всех своими живыми зелёными иголочками.
На этом наше занятие заканчивается. Давайте попрощаемся со старичком -лесовичком, ему пора возвращаться в лес. Спасибо, лесовичок, приходи к нам ещё. А вы, ребята все, молодцы, отлично сегодня занимались!
Примечание: По ходу занятия воспитатель обращает внимание детей на
тематические картинки, развешанные на доске, а также хвалит и
поощряет детей.