Света Ивлева
Конспект занятия «Беседа о русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представления о жилищах людей в древней Руси, из чего они строились.
Какие предметы быта хранились у древних славян в избах.
Познакомить с загадкой о предметах быта. Знакомство и выполнение работы по лоскутной аппликации.
Демонстративный материал : Домовёнок Кузя, альбомы по лоскутной аппликации, предметы домашнего быта (ложки, тарелки, печь, кочерга, стол)
Ход занятия.
Звучит русская народная мелодия. Дети входят в горницу.
Публикация «Конспект занятия „Беседа о русской избе“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Воспитатель: Русь деревянная – края дорогие. Здесь издавна русские люди живут. Они прославляют жилища родные, раздольные русские песни поют.
Воспитатель: Дети о чём говорится в этих строках?
Дети: О русских жилищах, о родном крае.
Воспитатель : Дети какие строки звучат в этом стихотворении именно о русских жилищах?
Дети: Русь деревянная – края дорогие.
Воспитатель: Дети а почему Русь называлась деревянной?
Дети : Потому что на Руси жилища были сделаны из дерева (брёвен)
Воспитатель : Давным – давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен и называли их избами. В избах был всегда чистый воздух и людям легко дышалось, потому что брёвна пропускали кислород. И всё в избе было сделано из дерева : и потолок, и стены, и мебель и даже посуда.
Раньше о избе говорили так :
Наша изба ровно тепла
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить - обо всём тужить.
Дом вести – не лапти плести.
Воспитатель: Дети, почему люди так говорили раньше о своём доме?
Ответы детей: Потому что, люди любили свои дома, заботились о них, вовремя ремонтировали, хозяйки украшали свой дом рукоделием. Хозяин следил, что бы в доме всё было и мебель простая и посуда. Хозяин всё делал своими руками.
Воспитатель: Ребята и в нашей горнице есть много старинных предметов быта. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её :
Мать толста, дочь красна
Сын – сокол, под небеса ушёл (печь)
Дети отгадывают загадку
Вдруг на печи кто то зашуршал.
Воспитатель: Ой, ребята, а на печи кто то есть. Давайте посмотрим.
Кузя: Это, я показывается, вы друзья меня разве не знаете? Давай те же познакомимся. Меня зовут Кузя я охраняю дом в котором живу.
Воспитатель: Кузя, а что ты знаешь о своём жилище?
Кузя: Много, чего. Ну, вот например : всё что меня в доме сделано из дерева, и сам дом и всё что в нём находится, и знаю я много загадок о предметах быта. А вот вы не знаете и не отгадаете.
Воспитатель: Кузя, ты знаешь, что у меня дети такие умные, что любую твою загадку отгадают. Кузя загадывай, а мы ребята будем внимательно и рассудительно слушать.
Кузя: Четыре брата под одним шатром стоят.
(стол)
ух какие правда умные, а ну ка ещё одну
У неё печурке
Золотые чурки
(дрова в печи)
Молодцы все загадки отгадали.
Воспитатель: Кузя, хорошо ты знаешь загадки. И дети наши тоже знают, отгадаешь ли ты?
Ребята, кто хочет загадать Кузе загадку?
1-й ребё нок : Чёрный конь, скачет в огонь. (кочерга)
2-й ребё нок: Стоит бычище, проколоты бочища (изба)
3-й ребё нок: Все голубки вокруг одной прорубки стоят. (ложка с блюдцем)
Кузя: Ох, и молодцы ребята много загадок подойдите ко мне я вам что то хочу показать.
(Подводит детей к коврику на стене и спрашивает) вы знаете из чего сделан этот коврик?
Дети: да. Из лоскутков, они сшиваются друг с другом
Кузя: молодцы. а, теперь послушайте, что я знаю о рукоделии.
Давным – давно, ещё ваши бабушки и прабабушки из мелких тряпочек делали коврики, одеяла,картины, что бы украсить свой дом, что бы в нём было тепло и уютно. вещи эти не обычные, они яркие, тёплые и красивые и в моём доме тоже есть такие вещи, вот коврик висит на стене,на нём жар-птица, освещает своим светом мой дом а на кровати стёганое одеяло, оно тёплое и красивое, согревает мою хозяйку, когда на улице мороз трескучий. всё это сделала она своими руками, и я ей очень горжусь. понравились вам изделия из лоскутков?
Дети: Да очень.
Кузя: а вы умеете делать такие?
Дети: Да.
Воспитатель: Кузя пойдём сейчас к нам в мастерскую и ты увидишь, что мы умеем делать.
Кузя: очень хочу посмотреть. Пойдёмте скорее (дети вместе с гостем уходят в группу,в мастерскую)
В группе на столах всё приготовлено. дети рассаживаются, Кузя садится возле них.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем рукодельницами, а Кузя посмотрит, умеют ли наши руки хорошо трудиться, мы будем делать картину из лоскутков ткани,с чего мы начнём…
1. Для начала нужно заготовить лекало из бумаги к картине которую мы выбрали (показываю альбом выбираем картину)
2. Лекало нужно перенести на ткань обвести их простых карандашом или мелом.
3. Затем нужно вырезать из ткани части которые мы нанесли.
4. Приклеиваем каждую часть к основе клеем ПВА.
После объяснения дети приступают к работе, одни вырезают,другие приклеивают.
Воспитатель: Ну вот Кузя наша работа и готова. посмотри. (демонстрируем работу перед детьми и гостями).
Кузя: Ну вы и молодцы, я даже не думал, что вы так быстро справитесь с работой. молодцы ребята. Здорово!
А теперь мне пора идти, меня ждут другие ребята, рад был с вами познакомится. До свидания.
Дети: Кузя приходи к нам ещё.
Кузя: Обязательно. (уходит)
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось. Молодцы. Справились отлично!