Марина Кузьмичева
Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе «Глины волшебство»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- познакомить с гончарным ремеслом;
- закрепить знания о народных промыслах из глины;
- словарная работа:
обогащение: гончарный промысел, копанец, топанец, кружало, обжиг, обвар;
активизация: глина, гончарный круг, гончар, гончарная мастерская, глиняный горшок;
- развивать внимание, память, познавательный интерес;
- приобщать к народным ремеслам посредством изготовления поделки из глины;
- воспитывать чувство красоты, национального самосознания.
Публикация «Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе „Глины волшебство“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Оборудование: разрезные картинки по видам промыслов – «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымково», грамзапись русской народной мелодии, кусочек глины на каждого ребенка, доски, стеки, ноутбук.
Предварительная работа: чтение стихов о промыслах, рассматривание иллюстраций гончарного промысла, рисование, лепка, отгадывание загадок, чтение сказок, чтение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла», подготовка презентации по загадке о глиняном горшке.
Ход занятия:
Дети стоят возле воспитателя.
Воспитатель: (читает стих) :
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим и поработаем всем на удивление (стук в дверь, воспитатель вносит три конверта). Почтальон принёс нам конверты. Хотите узнать, что в них? Встаньте за столы (раздает конверты по одному на стол).
Воспитатель: Открывайте конверты, что в них? (ответы детей). Доставайте всё из конверта на стол (дети достают разрезные картинки).
Воспитатель: Ой, беда-беда! По дороге видно, что - то случилось с картинками, они стали непохожими сами на себя. Что же делать, как вы думаете (сложить картинки). Помогите, соберите картинки.
Воспитатель: (обращаясь к детям каждого стола отдельно) Что изображено на вашей картинке?
Дети: На нашей картинке изображена дымковская няня (филимоновская игрушка, гжельская ваза)
Воспитатель: Молодцы, правильно узнали. Кто знает, как можно сказать про эти изделия по-другому (народный промысел). Повтори….(спросить 3-4 детей).
Воспитатель: Из какого материала сделаны эти изделия? (из глины). С давних времен работа с глиной называлась гончарным промыслом (закрепить с 3-4 детьми). Знаете ли вы, как называется человек, делающий изделия из глины? (ответы детей).
Воспитатель: Такой человек называется – гончар.
Воспитатель: Подойдите ко мне (на столе поднос с кусочками глины). Что это дети? (глина). Какого цвета глина? (серая, желтая). Потрогайте глину руками, какая она (липкая, мягкая, мажется). Из такой глины создавали игрушки и посуду народные мастера.
Воспитатель: Протрите руки салфетками и присаживайтесь на скамью. Загадаю вам загадку, да загадку трудную, удивительную:
Был я на копанце,
Был я на топанце,
Был я на кружале,
Был я на пожаре,
Был я на обваре,
Когда молод был, людей кормил,
Когда стар стал, пеленаться стал (горшок)
Воспитатель: Трудно отгадать, да я помогу, много расскажу. «Был я на копанце», как вы думаете, что делали в этом месте? Что напоминает вам это слово? (ответы детей).
Воспитатель: В этом месте копали глину. Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место (слайд 2). Вот так выглядел один копанец (слайд 3). А в современном мире глину добывают машины (слайд 4). Как называлось место, где копали глину (спросить 3-4 детей).
Воспитатель: «Был я на топанце» – в этом месте глину подготавливали к работе (слайд 5, топтали, мешали, делали ее податливой, гладкой, к работе готовой. Что делали в топанце? (топтали, готовили глину к работе).
Воспитатель: «Был я на кружале». Кто знает, что обозначает это слово? (ответы детей).
Воспитатель: Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом (слайд 6). Гончар ногами крутил нижний большой круг, а в месте с нижним крутился меньший круг, на котором гончар работал с глиной, придавая ей форму руками. Отсюда и произошло слово «кружало», т. е круг, крутится.
Воспитатель: Что такое кружало (гончарный круг). Почему он так называется? (гончар крутит круги). Правильно. Труд гончара был очень нелегкий. В настоящее время используют электрический гончарный круг (слайд 7).
Воспитатель: «Был я на пожаре». Как вы представляете себе эту ситуацию? (ответы детей).
Воспитатель: Подготовленную посуду отправляли на «пожар», а точнее в печь, которую возводили на улице (слайд 8). Посмотрите, как обжигали в ней посуду (слайд 9). После обжига она становилась твёрдой, как камень. В настоящее время используют электрическую печь (слайд 10)
Воспитатель: «Был я на обваре» - посуду из глины разрисовывали, украшали, а для закрепления узора обваривали специальным покрытием (слайд 11).
Воспитатель: «Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал». В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались
сохранить, обвивали берестой – «пеленали» (слайд 12).
Воспитатель: (слайд 13) А вот и мой дружок – глиняный горшок. Он и есть отгадка к удивительной народной загадке. А сейчас давайте поиграем, вставайте в круг.
Физкультминутка на основе загадки:
Был я на копанце, (копают)
Был я на топанце, (топают ногами)
Был я на кружале, (кружатся)
Был я на пожаре, (машут руками, изображая огонь)
Был я на обваре, (полуприседания с поворотом в стороны)
Когда молод был, (поглаживают щёки)
Людей кормил, (руки вперед и встороны)
Когда стар стал, (наклон вперед)
Пеленаться стал. (обнимают руками себя за плечи)
Воспитатель: Я предлагаю вам попробовать себя в роли мастеров, и вылепить, что вы хотите. Проходите в гончарную мастерскую, занимайте любое место, берите кусочек глины, для украшения вашего изделия используйте стеки (дети работают под мелодию русской народной песни).
Заключительная часть.
Воспитатель: Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство гончарного промысла. О каком народном промысле вы сегодня узнали? (о гончарном промысле).
Воспитатель: Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. На память хочу подарить вам картинки с изображением глиняного горшка (раздаёт детям картинки).