Ольга Лавренова
Конспект интегрированного логопедического занятия «Патриотическое воспитание в работе логопеда. Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи детей через формирование у них правильного представления о семье.
Задачи:
- сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- активизировать словарь по теме «Семья»;
- упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы;
- правильно подбирать к словам прилагательные;
- образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова;
- учить ориентироваться в пространстве (верх, низ, середина);
- развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный процесс;
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия „Патриотическое воспитание в работе логопеда, Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- познакомить с понятиями «родословная», «генеалогическое древо», «поколение»;
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи;
- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
Материалы и оборудование: картинки с изображением девочки, мальчика, мамы, папы, бабушки, дедушки; картинка «Дом»; индивидуальные зеркала по количеству детей; ковер; аудиозапись медленной музыки для психогимнастики; цветок; мячик; столы и стулья по количеству детей; макет генеалогического древа; раздаточный материал по количеству детей для аппликации (изображение дерева, листочки, карточки-схемы членов семьи, клей, клеенки, влажные салфетки).
Ход:
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладошки к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Педагог: это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладони своим родным и близким людям и говорим:
утро настает,
солнышко встает,
мы собираемся
в добрый путь отправляемся. (дети садятся на стулья)
2. Основная часть
Педагог: Жила-была одна маленькая девочка. (вывешивается изображение девочки)
Педагог: Как ее звали? (ответы детей)
Педагог: а как вас зовут? (ответы детей)
Педагог: А где она жила? (в доме)
Педагог: Посмотрите, какой дом был у Маши (обсудить дом)
Педагог: Как вы думаете, Маша одна живет в этом доме? (ответы детей)
Педагог: А кто еще живет с Машей? (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка) (изображения членов семьи)
Педагог: А как будут звать Машиного папу? (ответы детей, а маму? (ответы детей, брата? (ответы детей, сестру? (ответы детей)
Педагог: а мама она какая? (ответы детей) (Единственная, ласковая, заботливая, родная, добрая.)
Педагог: а как вы думаете, как мама называет Машу? (доченька, Машенька)
Педагог: а как ваша мама называет вас?
Проводится дидактическая игра «Назови ласково» - дети передают друг другу цветочек и подбирают слова на тему «Как их ласково называет мама».
Педагог: А папа Маши он какой? (ответы детей) (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый)
Педагог: как по другому можно сказать папа? — (отец).
От отца детям достается отчество. Скажите, как зовут вашего папу и назовите свое отчество.
Проводится игра «Назови отчество» - педагог кидает мяч ребенку, ребенок называет имя отца и свое отчество.
Педагог: Кто еще живет с Машей? Загадка про бабушку и дедушку.
1) Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой… (бабушки).
2) Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый „. (дед)
Бабушка и дедушка это родители мамы и папы, а кем мы приходимся бабушке и дедушке?
А мы с вами знаем интересную игру. Проводится артикуляционная гимнастика «Толстые внуки». (взять зеркала)
Толстые внуки приехали в гости (надувают щеки)
С ними худые – лишь кожа да кости. (втягивают щеки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (растягивают губы в улыбочке)
Поцеловать они всех потянулись. (вытягивают губы вперед трубочкой)
Чашки поставили, чаю налили (выполняется упражнение чашечка)
Внуков блинами всех угостили (упражнение блинчик)
Педагог: А когда люди живут вместе в одном доме, как это называется? (семья)
А что объединяет членов семьи? (фамилия)
Назовите свою фамилию (дети называют свою фамилию)
А какая фамилия у Маши и ее семьи? (дети предлагают фамилии)
Педагог: Давайте вспомним, кто живет в одном доме с Машей? (ответы детей)
Педагог:
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Родственники».
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Педагог: А теперь давайте попытаемся разобраться кто старше, кто моложе.
Проводится игра «Кто моложе или старше?»
Педагог: Дети, послушайте два слова «папа» - «сын» и определите, кто старше, а кто моложе. Составьте предложение с этими словами.
Пример: Папа - сын. Папа старше сына, а сын моложе папы.
Лексический материал: мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внук - бабушка.
Педагог: Молодцы
Дети садятся на места. На мольберте модель генеалогического древа.
Рассказ педагога:
- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи). Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Рассматривание генеалогического древа.
(дети рассматривают макет «генеалогического древа»).
- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Вверху - маленькие. А внизу - большие. Кто изображен на листиках внизу? Посередине? Вверху? (ответы детей)
- Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас.
Включается музыка.
-Дети, встаньте удобно на ковре.
Психогимнастика
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек
(вытягивается тело).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты).
Наступает радостный момент — бутоны лопаются.
(резко разжимаются кулачки).
Росток превращается в цветущее дерево.
Педагог: Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Каждое дерево — это ваша семья и каждый член семьи - листочек. Подойдите к столам. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети приклеивают картинки). Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев. В окошечки вы наклеите фотографии ваших родственников.
3. Итог занятия
Педагог: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.
Педагог: Ребята!
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.