Татьяна Владимировна Денисова
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с УО «Лежим. Сидим. Стоим…»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ «ЮЖНОЕ БУТОВО»
ДЕПЕРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО
ЗАНЯТИЯ :
«ЛЕЖИМ. СИДИМ. СТОИМ».
КОНСПЕКТ СОСТАВИЛА :
ДЕНИСОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ
МОСКВА 2013
Публикация «Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с УО „Лежим, Сидим, Стоим…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия
Предмет: Развитие общей и мелкой моторики; элементарных навыков общения
Тема:
«Лежим. Сидим. Стоим…»
Цели:
Формирование кинетического опыта удержания тела в положении сидя и стоя. Формирование элементарных навыков вступления в контакт со взрослым. Развитие понимания речи.
Задачи:
* Образовательные:
- формировать умение переходить из положения лежа в положение сидя; удерживать шею в вертикальном положении;
- формировать умение захватывать и удерживать предмет в руке;
- формировать умение соотносить различные позы тела с соответствующими им словесными обозначениями;
- фокусировать взгляд на лице говорящего взрослого.
*Коррекционно-развивающие :
- развитие ощущений и восприятия, внимания, мелкой моторики, речевого слуха, расширение словаря понимаемых слов, элементарного наглядно-действенного мышления (сравнение и различение ни кинетическом уровне поз лежа, сидя, стоя)
* Воспитательные:
-формировать умение вступать в контакт со взрослым;
- формировать положительную эмоциональную реакцию на вынужденное положение стоя.
Наглядно-дидактический материал, оборудование: детский стол, штатив, тренажер, инвалидная коляска, погремушка, платок.
Возрастная направленность: дошкольный возраст
Ход занятия
Организационный момент (установление контакта)
Педагог подходит к кроватке лежащего ребенка, обращается к нему по имени. После слухового и зрительного сосредоточения воспитанника на своем лице, стараясь добиться ответной эмоциональной реакции, читает стихотворение:
«Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Солнце светит:
Где тут детки?
На подушке, на простынке
Нежат маленькие спинки?»
(Н. С. Хромова)
Коррекционно-развивающий блок :
Упражнение на внимание и восприятия тактильных ощущений от различных частей тела, развитие понимания обращенной речи:
В. :Где у (имя ребенка) ручки? (Ждет ответной реакции. Если после некоторой паузы она не следует, выполняется сопряженное действие с ребенком) Вот они! Вот наши ручки (погладить их ; педагог потягивает их, поднимает, сводит, разводит в стороны и т. д.! Где у (имя ребенка) ножки? Вот они наши ножки (поднимет, сводит, разводит в стороны, сгибает и т. д.! А где у (имя ребенка) головка? Вот голова у (имя ребенка! (Педагог гладит слегка приподнимает, поворачивает голову ребенка. Упражнение с различными вариациями может выполняться несколько раз).
В. : Что делает (имя ребенка) в кроватке? Лежит. Ручки лежат. Ножки лежат. Голова лежит на подушке.
Мотивационный момент
Игра «Где животик? Где спинка?»
В. : (Имя ребенка) лежит на спинке. А это – животик! (Педагог гладит животик круговыми движениями). Давай погладим спинку! (При перевороте оказать необходимую помощь).
В. : А теперь (имя ребенка) лежит на животике! Где спинка? вот спинка! Давай погладим ее! (Поглаживание спины сверху вниз несколько раз). А где животик? (Перевернуть ребенка на спинку. Перевороты можно выполнять несколько раз).
Игра «Тянем-потянем»
В. : Давай поиграем с ручками! Где они? Дай мне ручки! Держись! Тянем – потянем, тянем – потянем (Взрослый слегка тянет ребенка за ручки, пытаясь его приподнять; добивается стремления ребенка самостоятельно приподняться. Периоды мышечного напряжения сменяются периодами расслабления – опускание обратно ребенка на кроватку). Игра повторяется несколько раз, пока ребенок с помощью взрослого не сядет в кроватке. Взрослый помогает воспитаннику придать позе «сидя» устойчивость (опора на руки и ноги при определенном их положении)
В. : Что делает (имя ребенка? Сидит! Вот какой он молодец!
Игра «Лежим, сидим…»
Педагог, держа ребенка за руки, организует попеременную смену двух поз. При переходе в каждую из них задается вопрос «Что делает (имя ребенка?» и дается соответствующий ответ.
В. : Смотри, что у меня есть здесь на столе? (Показывает игрушку, стимулирует у ребенка интерес к ней.) Хочешь с ней поиграть? Для этого встанем на ножки. Как? Да вот так! (Педагог поднимает ребенка с кроватки и ставит на ножки. Поддерживая в области грудной клетки, помогает дойти до тренажера и закрепляет его в нем.) Молодец! Встал, а теперь пойдем по дорожке до тренажера!
В. : Что делает (имя ребенка? Стоит на ножках! (Поглаживающими движениями обращает внимание воспитанника на его ноги). Хорошо! А где же наши ручки! Вот они! Возьми игрушку! (Взрослый организует захватывание и удержание ребенком понрави вшейся игрушки, находящейся на столе на уровне глаз ребенка, затем - на специальном возвышении (для стимуляции удержания головы в вертикальном положении).
Игра «Ку-ку!»
Воспитатель, обращаясь к ребенку и закрывая свое лицо платком говорит: «Где (называет себя? Ку-ку!». Вскоре, снимает ткань с лица,предлагает то же самое проделать воспитаннику, накрывая его лицо платком. Игра повторяется несколько раз.
Итог занятия.
В. : Хорошо мы с тобой поиграли! И на ножках постоял! И головку держишь сам! Умница!
Воспитатель освобождает ребенка из тренажера и усаживает в комнатную коляску.
В. : Что (имя ребенка) делает в коляске? Сидит. А ручки наши могут поиграть? Как мы играем с пальчиками?
Пальчиковая игра «Собираем груши» - поочередно массируйте все пальцы ребенка.
Это – пальчик большой,
Он за всеми наблюдает.
Этот грушу срывает,
Этот грушу поднимает,
Этот все снесет домой.
Ну а самый маленький
Съест все до одной.
Литература:
1. «Программа для детских домов интернатов для умственно отсталых детей (АНМЦ «Развитие и коррекция», М. :2007).
2. «Пальчиковые игры» сост. М. В. Драко - М: ООО «Попурри», 2009. – 144. :ил.
3. «Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье» М. : АНМЦ «Развитие и коррекция». 2007.