Ирина Денисова
Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Живые семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели 2 старшей группы: Денисова И. А., Ковалёва Е. Э.
учитель-логопед: Балыбердина О. В.
Цель:
Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития растений: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
Задачи:
1. Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
2. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию „Живые семена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
3. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
рассматривание семян; разгадывание загадок; создание экологической коллекции семян и косточек «Всё начинается с семечка»; труд и наблюдения в уголке природы, чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Дюймовочка» и знакомство с единицей измерения «дюйм».
Словарь:
семена, росток, саженцы, цветоножка, плоды, фильтр.
Оборудование:
установка для просмотра электронной презентации (ЭОР, электронная презентация, коллекция «Все начинается с семечка», коробочки для семян, поднос, стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, сосуды с водой, семена овощных и плодовых культур. Серии карточек с изображением этапов роста растений (огурцы, помидоры).
Ход занятия:
I часть: "В каждом семени живет растение".
Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Только я их что- то не вижу. Где они?
На экране из цветка появляется и исчезает Дюймовочка.
Воспитатель: Ой! Кто это ребята?
Дети: Дюймовочка!
Воспитатель: Какое интересное имя. А почему ее так назвали? Откуда она к нам пришла?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Действительно. Дюймовочка – необычная девочка. Она появилась из цветка. У одной женщины не было детей. Но добрая волшебница помогла ей, дав семечко, которое женщина посадила в цветочный горшочек и вырастила из него прекрасный цветок плодом которого и стала Дюймовочка. А поскольку она ростом была не больше дюйма (вспомнить и показать единицу измерения «дюйм», ее и назвали Дюймовочкой.
Дюймовочка: Здравствуйте ребята. Я очень рада, что вы узнали меня. Сейчас я загадаю вам загадку, если вы отгадаете ее, то узнаете, что находится в моей коробочке.
Загадка:
Появился вдруг росток.
К свету тянется листочек -
А на нём живой цветок.
Что это за дар такой?
Дети: семечко, зёрнышко.
Дюймовочка: Правильно. Я слышала, что вы собрали необычную коллекцию. Познакомите меня с ней.
Дети: Да. Эта наша коллекция семян и косточек.
Воспитатель достает коробку с коллекцией семян и косточек.
-Что случилось, кто-то не аккуратно смотрел нашу коллекцию. Некоторые коробочки пустые, а семена перепутаны.
Воспитатель кладёт на ладонь несколько семян, показывает детям:
-Посмотрите, как вы думаете, почему семена не похожи?
Дети: Это семена разных растений.
Воспитатель: Надо нам порядок навести. Разложить семена по своим коробочкам. Но сначала надо рассказать о семечке или косточке по алгоритму:
Алгоритм рассказывания.
• размер (большие, маленькие,
• форма (круглые, овальные,
• цвет,
• название растения.
Игра-Задание: «Найди каждому семечку свою коробочку».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Нашу коллекцию мы восстановили. Теперь все семена находятся в своих коробочках.
Вывод: Мы убедились, что все семена разные! В каждом семени живет растение!
II часть: «Разбудим семена».
Воспитатель: Ребята, сейчас семена спят и ждут весны. Чтобы они проснулось их надо разбудить. И для этого нужны особые условия.
К сожалению, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает… какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. Но мы не будем дожидаться весны и попробуем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их в «волшебные баночки».
На дно каждой баночки положим круглый мягкий фильтр (выкладываем) и увлажним его (увлажняем).
Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться».
Закроем баночки прозрачным стеклом. Оно у нас безопасное.
А теперь мы с вами будем наблюдать за ними через это прозрачное стекло.
Дети выполняют задание, помещая семена в свои баночки, как это делает воспитатель.
Воспитатель: Молодцы! Закроем баночки и подождем.
Пока семена "обживаются" в баночках, мы поиграем в игру «Урожай».
В огород пойдём,
Урожай соберём.
(идут по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем
(«таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками – 3 раза)
Щавеля нарвём немножко
(«рвут»)
И вернёмся по дорожке.
(идут по кругу, взявшись за руки)
III часть: Дидактическая игра «Из семени выросло растение».
Воспитатель: В каждом семени живет растение! И если семена разбудить и создать необходимые условия, то семечко может дать росток, вырасти, зацвести и принести плоды.
Воспитатель раскладывает на столе вперемешку картинки с изображением разных фаз роста растений. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает одно семя какой-либо овощной культуры (огурец, помидор). Дети внимательно рассматривают свои карточки и раскладывают их по порядку, т. е. по фазам роста растения, при этом рассказывают воспитателю о выполнении задания.
Сравниваем результаты выбора детей с правильным ответом.
IV часть: «Семена проснулись»
Воспитатель: Пока мы играли наши семена просыпались.
Сейчас, ребята, посмотрим на наши «волшебные баночки». Что же с ними произошло?
Дети: Крышки баночек запотели.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что семена проснулись, они дышат, они живые!
Воспитатель: Конечно, семена живые! Значит, мы все сделали с вами правильно.
Оставим семена в волшебных баночках и будем наблюдать за ними каждый день и отмечать их изменения.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что мы делали утром с горохом.
Дети рассказывают:
Стакан с сухим горохом разделили на 3 стаканчика поровну.
В 1 стаканчике оставили горох в сухом виде,
во 2 стакане горох залили холодной водой, поставили на подоконник,
а 3 стакан с горохом залили тёплой водой и поставили на батарею.
Воспитатель: Правильно. Теперь пришло время посмотреть, что стало с нашим горохом. Посмотрим как вода, тепло повлияла на него.
Рассматривание стаканчиков с горохом. Обсуждение.
Вывод: Значит, наши семена не только дышат, но они еще и пьют воду.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Молодцы сегодня все ребята. Все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания.
Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались?
Дети: Будили семена.
Воспитатель: Что нового мы узнали?
Дети: семена живые, они дышат и пьют воду, в тепле растут быстрее.
Дюймовочка: Какие вы молодцы. Мне очень понравилось с вами заниматься.
За это я вам подарю семена цветов. Скоро зиме конец. И я верю, что вы вырастите замечательные цветы, и мы снова встретимся.