Лилия Дорофеева
Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта логопедического занятия
.
Ф. И. О. учителя-логопеда Дорофеева Лилия Владимировна
Группа, логопедическое заключение: Группа № 5
Логопедическое заключение: Нарушение фонетической стороны речи при минимальных дизартрических нару-шениях.
Индивидуальное занятие.
Тема занятия: Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.
Тип занятия: Повторение, систематизация и закрепление учебного материала.
Используемые технологии: Технология на основе системно-деятельностного подхода.
Публикация «Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности „Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Здоровьесберегающие технологии. Игровая технология.
Цель: Автоматизация звука [р].
Задачи:
Образовательные :
1. Закреплять слуховой и моторный образы звука [р];
2. Автоматизировать звук [р] словах, предложениях;
3. Дифференцировать звук [р] от других звуков.
Коррекционно - развивающие :
1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику (биоэнергопластика).
2. Развивать правильное речевое дыхание (силу, длительность, направленность).
3. Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру речевого общения.
2. Формировать функции контроля и самоконтроля.
Здоровьесберегающие:
1. Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
2. Чередовать статические и динамические задания;
3. Создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.
Универсальные учебные действия
Личностные:
1. Формирование положительного отношения к занятию.
2. Формирование интереса к познавательной деятельности.
3. Создание условий для развития способности к самооценке своих действий.
Регулятивные:
1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
2. Формирование умения определять успешность выполнения задания, соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.
3. Использование речи для регуляции своего действия.
Коммуникативные:
1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда
2. Участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Познавательные:
1. Осознавать поставленную задачу.
2. Формирование умения извлекать информацию из схем и иллюстраций.
3. Развитие умения на основе анализа объекта делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.
Образовательные ресурсы
1. Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки в форме рыбок 10 шт. со звуком [р] (торт, горох, виноград, картофель, морковь, арбуз, смородина, крыжовник, гранат, пирожок, предметные картинки 12 шт. со звуком [р] 1010 (мороженное, груша, помидор, сыр, тигр, корова, баран, муравей, таракан, божья коровка, роза, ромашка, картинки (в электронном виде) с артикуляционной гимнастикой: «Зарядка с киской», контурное изоб-ражение рыбки.
2. Предметы : дидактическая игрушка «Кот Мурзик», настенное зеркало, предметы для развития дыхания (трубочки для коктейля, обрезанная пластиковая бутылка с резиновой хозяйственной перчаткой, плоские шарики марблс, прозрачная пластмассовая ёмкость 403010 с водой, лист белой бумаги для подзорной трубы, игрушечная удочка с магнитом, набор магнитов для доски.
3. Магнитная доска, электронный планшет.
Организационная структура логопедического занятия.
Этапы занятия
1 этап. Мотивационно-проблемный.
Методы и приёмы
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность ребенка
Задача логопеда: Создать условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в образовательную деятельность;- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном по-ведении.
Методы и приё мы: Игровой: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации. Практический: упражнение.
• Орг. момент. Психогимнастика.
-Здравствуй Аня!
Учитель-логопед обращает внимание ребёнка на картинку с изображением улыбающегося Смайлика.
- Аня, какое настроение у этого смайлика?
-Посмотри в зеркало и улыбнись так же, как смайлик. Сегодня на протяжении всего занятии я тебе желаю сохранять хорошее настроение.
2. Сюрпризный момент.
Слышим звук : мяуканье.
- Подожди, что это за звук? Логопед берёт свою сумку, из которой достаёт игрушечного котёнка.
- Ой, посмотри, это мой дружок - котёнок Мурзик. Какой он шалун! Забрался ко мне в пакет, а я и не заметила. Поздоровайся с ним, Аня.
- Я предлагаю тебе поздороваться с ним ещё одним, необычным способом.
«Упражнение на развитие дыхания»
Логопед ставит перед ребёнком пособие из бутылки и перчатки. - Нужно сильно подуть в трубочку.
2 этап. Актуализация знаний по теме
Задача логопеда: Создать проблемную ситуацию. Создать условия для формулирования задач ребенком самостоя-тельно или под руководством логопеда. Актуализировать имеющиеся у ребенка знания.
Методы и приё мы: Словесный : объяснение. Наглядный: демонстрация, показ способа действия. Практический: упражнение.
1. Характеристика звука
- Догадайся, какой звук Мурзик любит больше всего? Рот открыт, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под напором выдыхаемого холодного воздуха кончик языка дрожит. Голос есть.
2. Сообщение цели занятия:
-Да, сегодня мы вместе с Мурзиком продолжим работу над звуком [р], будем стараться правильно произносить [р] в словах и предложениях.
- Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие?
- Пподготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи. Мурзик тоже любит выполнять гимнастику. Выполним гимнастику с ним вместе.
2. Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой
«Зарядка с киской». (с использованием электронного планшета).
1. Логоритмика (закрепление слоговых рядов со звуком [р] в сочетании с дыхательно-голосовыми упр-ми).
- Вместе споём песенку.
Ры-ры-ры- увеличиваем громкость.
Ра-ра-ра- уменьшаем громкость.
Ру-ру-ру – громко-тихо – громко.
3 этап. Практическая деятельность.
А. Учебно-познавательный блок
Задача логопеда: Организовать деятельность ребёнка, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату.
Методы и приё мы: Игровой: дидактическая игра. Словесный : вопросы (создание проблемной ситуации). Наглядный: показ способа действия.
1. Автоматизация звука [р]в словах.
-Мурзик по дороге смог увидеть разные предметы. Давай и мы рассмотрим эти предметы через подзорную трубу. Её мы сделаем из обычной бумаги. Свернем лист в трубочку. Вот и готова наша труба.
• Дидактическая игра: «Подзорная труба». Ход игры: перед ребёнком выкладываются предметные картинки в несколько рядов тыльной стороной вверх. Логопед переворачивает по одной картинке в разных рядах. Ребёнок должен, глядя в подзорную трубу, найти новую, появившуюся картинку и назвать её.
- Будь внимателен. Смотри только через подзорную трубу. Старайся четко и правильно произносить слова со звуком [р], а Мурзик будет внимательно тебя слушать.
Игра с картинками.
• Дидактическая игра: «Найди предметы» Ход игры: логопед даё т следующие инструкции: «Найди среди картинок, все съедобные предметы, всех животных, всех насекомых. Какие предметы остались?».
- Наш котик Мурзик устал и очень проголодался. Как же ему помочь? Чем его можно накормить?
А рыбку можно поймать в пруду. Отправляемся на рыбалку.
2. Физкультминутка. Самомассаж.
К пруду быстро мы спустились,
(шаги на месте)
Наклонились и умылись.
(наклонились, провели 2 ладонями по лицу)
Раз, два, три, четыре…
(водим поочерёдно ладонями по лицу)
Вот так славно освежились.
(похлопывание пальчиками по лицу)
А теперь пора играть,
(закидываем удочку в контейнер с водой)
Рыбок из воды достать.
(вылавливаем рыбок из воды).
Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок
Задача логопеда: Диагностика качества усвоения темы.
Методы и приё мы: Игровой: дидактическая игра, создание игровой ситуации. Практический: упражнение.
Автоматизация звука [р] в предложении.
1. Дидактическая игра: «Накорми кота». Ход игры: Ребёнок вылавливает рыбку из пруда и произносит предложение по образцу : «Я кормлю Мурзика рыбкой с.».
- Берём мы удочку, опускаем в воду и пытаемся поймать рыбку. Снимаем рыбку с удочки и называем, что на ней нарисовано. Покорми кота рыбкой, проговаривая предложение : «Я кормлю Мурзика рыбкой с тортом».
2. Дидактическая игра: «Поймай звук». Ход игры: логопед произносит прямые и обратные слоги со звуками [р] и [л]. Ребёнок внимательно слушает. Если слог со звуком [р], то берёт камешек марблс и составляет рыбку в контейнере с водой.
- Если ты услышишь звук [р], нужно передвинуть камешек на кружочек. Ра, ла, ро, ру, рэ, лы и т. д. Что у нас получилось? Она очень красивая.
- Мурзик тебе очень благодарен. Он сегодня провел этот день интересно и занимательно
4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность
Задача логопеда: Организовать оценку ребенком результата своей деятельности. Подведение итогов логопедом.
Методы и приё мы: Словесный : педагогическая оценка, аналитико - синтетический
Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.
- Тебе было интересно?
- Что мы сегодня делали на занятии?
-Как ты считаешь, сегодня ты справилась со всеми заданиями?
-Какое сейчас у тебя настроение?