Усольцева Елена
Конспект индивидуальной консультации «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и проведение индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
Индивидуальная работа с семьей может быть организована в форме тематических консультаций, в ходе которых отвечая на вопросы (запрос) родителей педагог стремится дать квалифицированный совет, научить чему-либо. Продолжительность: 30-40 минут. Материалы для консультаций дают непосредственные повседневные наблюдения за детьми, конкретизация вопросов, поставленных на групповых собраниях. Планируя консультации необходимо учитывать уровень образованности родителей по данному вопросу. Предполагает тщательную подготовку воспитателя: чтение литературы, подбор примеров из практики, наглядного материала, выработку четких рекомендаций и др.
Публикация «Конспект индивидуальной консультации „Как помочь ребенку преодолеть застенчивость“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
ФИО консультируемого: Бауэр Наталья Эдуардовна
Цель консультации: повышение компетентности родителей в вопросах преодоления застенчивости у ребенка.
Предварительная работа: выбор времени проведения онлайн-консультации с родителем, распечатка памятки для родителей, набора картинок с эмоциями, картотеки игр. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.
План, ход, регламент (время проведения) консультации.
Онлайн-консультация
13:00/13:30
1. Вступительное слово воспитателя:
-приветствие
- сообщение темы,
- выявление проблемы.
Воспитатель: Здравствуйте! Благодарю Вас, что откликнулись на моё приглашение побеседовать на тему: «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость».
Регина старательная, аккуратная девочка. Все делает не спеша, но очень тщательно. На занятиях внимательна, активно работает самостоятельно. Однако я заметила, что Регина испытывает некоторые трудности в ситуациях общения. Выказывает робость, стеснение при обращении к ней как взрослых, так и других детей. Например, на занятиях Регина не отвечает на обращенный к ней вопрос даже, если знает ответ или его просто нужно повторить, или отвечает очень тихо. В играх участвует только с некоторыми 1-2 детьми. Предпочитает наблюдать за игрой других. Отказывается выступать на утренниках и не объясняет причину отказа, то есть начинает замыкаться в себе.
Замечали ли Вы подобное поведение у дочери в других условиях?
Родитель: Я говорила вам ранее, что Регина в гостях и на детской площадке ведет себя робко.
2. Основная часть (информативная часть)
Воспитатель: Я хочу познакомить Вас с некоторыми способами преодоления стеснительности у ребенка.
Застенчивость – это комплекс ощущений неловкости, растерянности, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека, если вовремя не обратить на это внимание.
Регина, как все застенчивые дети ведет себя, как правило, тихо и спокойно. Она всегда послушна, исполнительна, редко делает что-либо недозволенное, не проявляет инициативу. В играх и других видах деятельности занимает, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимает участие, сидит тихо и занимается каким-либо своим делом. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.
Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. У такого ребенка, как правило, бывает занижена самооценка. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Это препятствует реализации его подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими. У ребенка в дальнейшем пропадает познавательный интерес, он замыкается в себе. Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.
3. Интерактивная часть
(практическая часть, взаимодействие с родителями)
Воспитатель: Помочь Регине преодолеть застенчивость, сформировать у нее желание общаться - задача вполне выполнимая при условии объединения усилий воспитателей и родителей.
В первую очередь нужно выяснить причину застенчивости. Я заметила, что с Вами девочка открыта, общается уверенно, свободно. В присутствии же папы Регина замыкается, сразу опускает голову, становится более медлительной, чем обычно. Он, как правило разговаривает с ней строго, постоянно поторапливает, делает замечания. Скажите, пожалуйста, это обычная форма общения между папой и дочкой и как Вы относитесь к этому? Обсуждаете ли с ним этот вопрос?
Родитель: Отец Регины- бывший военный, и, что скрывать, излишняя требовательность ему присуща. Он со всеми так общается- и со знакомыми, и с домашними, в том числе и с дочкой. Конечно, я понимаю, что мой муж слишком требователен, тем более- она девочка, не мальчишка- с теми строгость не помешает…Сколько раз ему говорила: «Сергей, будь помягче, мы же не в казарме!». Но, к сожалению, его на долго не хватает- привычка-вторая натура.
Воспитатель: Чрезмерная требовательность или, наоборот, опека могут способствовать появлению неуверенности и робости у ребенка. Несогласованность требований родителей ставит ее в тупик, она просто не знает, что ей делать. Поэтому одним из основных способов преодоления застенчивости является пересмотр отношений родителей к ребенку. Выработка единых требований в соответствии с его возможностями.
Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите ее. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своей дочери о том, как сильно вы ее любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами Регины. Может ей не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.
Следующая задача - помочь Регине повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать ее уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ней, выразите уверенность в том, что она справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ей и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что она слишком сосредоточена на оценке и это тормозит ее действия, отвлеките ее от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если вашей дочери не удается собрать фигурку из конструктора «Лего», сделайте его одушевленным и наделите вредным характером, который мешает ей справиться с задачей.
Способов справиться с застенчивостью разработано немало. Я отобрала лишь несколько:
Не называйте дочь «стеснительной». Не называйте ее тихоней. Не говорите соседям и гостям в присутствии ребенка: «Она у нас боится чужих». Таким образом, Вы как бы закладываете программу ее дальнейшего поведения. Не разрешайте другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить ее за робость.
Укрепляйте веру ребенка в себя («У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлена»). 3а неудачи не ругайте. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача - сформировать у нее уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Расширяйте круг общения своего дочери, чаще приглашайте к себе друзей Регины, берите ее в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам. Показывайте Регине как можно инициировать общение. Например, вы пришли на игровую площадку и не увидели ни одного знакомого ребенка. Сама Регина стесняется завести дружбу с другими ребятами. Посоветуйте ей помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных Вами в сторону ребят.
Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты с «чужими взрослыми»: например, чтобы Регина попросила продавца показать понравившуюся игрушку, самостоятельно купить мороженное. Или в гостях у соседки («У нас кончилась соль, пойдем попросим у соседки»). При этом старайтесь находиться рядом с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно. Для инициирования общения можно использовать простенькие «домашние заготовки». Тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу. Также можно использовать методику телефонного разговора. Это, когда Вы с ребенком как-бы звоните друг другу по телефону по какому-нибудь делу или вопросу.
Очень полезны в таком случае будут и сюжетно-ролевые игры. Такие как, «Семья», «Больница», «Магазин», «Автобус» и т. п., в которых проигрываются ситуации общения. Главная роль в игре поначалу будет принадлежать Вам. То есть, играя в «Магазин», сначала Вы выступаете в роли покупателя, а Регина продавца. Потом обязательно нужно поменяться ролями. Учите дочку благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации. Помогут раскрепостится и театрализованные игры, особенно кукольные театры, где ребенок находится за ширмой и не испытывает чувства неловкости перед зрителями. Подобные игры хорошо устраивать в выходные, приглашая на представление друзей, родственников. Конечно с согласия ребенка.
Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры - пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели - покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.
Игра «Угадай эмоцию»
Правила игры очень просты: показываете ребенку на карточке или сами какую-нибудь эмоцию, а он называет ее и старается повторить. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость).
Чтение ребенку художественной литературы про смелые поступки поможет ему приобрести опыт поведения в разных ситуациях, который в дальнейшем поможет Регине справляться со своей робостью. Это, например, сказка «Пых», «Крошка Енот», «Сказка о храбром зайце» и др.
В детском саду мы также проводим игры на развитие коммуникативных навыков. Регина активно и с удовольствием играет в подвижные игры, игры – имитации. Стала играть в сюжетно-ролевую игру «Больница», принимая и ведущую роль врача. В преддверии новогоднего праздника разучиваем с Региной стихотворение. Надеюсь, к утреннику мы будем готовы.
4. Резюмирование.
Определение четких рекомендаций Поддерживайте свою дочь, подчёркивайте ее успехи в делах, а также рассказывайте ей о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми. Предлагаю Вам в помощь памятку, в которой вы найдете для себя рекомендации, как вести себя с ребенком, и картотеку игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и преодоление застенчивости и робости. Вечером, когда будете вы или ваш муж забирать Регину, я вам их передам.
Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться! Спасибо Вам! Всего хорошего!
Есть у Вас вопросы ко мне?
Родитель: Спасибо вам за консультацию, обязательно воспользуюсь вашими советами и приемами и мужу расскажу, надеюсь задумается над тем как его стиль общения может отразиться в будущем на поведении ребенка, к каким сложностям это может привести. Вопросов пока нет, если появятся- я обязательно к вам обращусь. До свидания.