Получи документы

Конспект индивидуальной консультации «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»

Усольцева Елена
Конспект индивидуальной консультации «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация и проведение индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

Индивидуальная работа с семьей может быть организована в форме тематических консультаций, в ходе которых отвечая на вопросы (запрос) родителей педагог стремится дать квалифицированный совет, научить чему-либо. Продолжительность: 30-40 минут. Материалы для консультаций дают непосредственные повседневные наблюдения за детьми, конкретизация вопросов, поставленных на групповых собраниях. Планируя консультации необходимо учитывать уровень образованности родителей по данному вопросу. Предполагает тщательную подготовку воспитателя: чтение литературы, подбор примеров из практики, наглядного материала, выработку четких рекомендаций и др.

Публикация «Конспект индивидуальной консультации „Как помочь ребенку преодолеть застенчивость“» размещена в разделах

ФИО консультируемого: Бауэр Наталья Эдуардовна

Цель консультации: повышение компетентности родителей в вопросах преодоления застенчивости у ребенка.

Предварительная работа: выбор времени проведения онлайн-консультации с родителем, распечатка памятки для родителей, набора картинок с эмоциями, картотеки игр. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.

План, ход, регламент (время проведения) консультации.

Онлайн-консультация

13:00/13:30

1. Вступительное слово воспитателя:

-приветствие

- сообщение темы,

- выявление проблемы.

Воспитатель: Здравствуйте! Благодарю Вас, что откликнулись на моё приглашение побеседовать на тему: «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость».

Регина старательная, аккуратная девочка. Все делает не спеша, но очень тщательно. На занятиях внимательна, активно работает самостоятельно. Однако я заметила, что Регина испытывает некоторые трудности в ситуациях общения. Выказывает робость, стеснение при обращении к ней как взрослых, так и других детей. Например, на занятиях Регина не отвечает на обращенный к ней вопрос даже, если знает ответ или его просто нужно повторить, или отвечает очень тихо. В играх участвует только с некоторыми 1-2 детьми. Предпочитает наблюдать за игрой других. Отказывается выступать на утренниках и не объясняет причину отказа, то есть начинает замыкаться в себе.

Замечали ли Вы подобное поведение у дочери в других условиях?

Родитель: Я говорила вам ранее, что Регина в гостях и на детской площадке ведет себя робко.

2. Основная часть (информативная часть)

Воспитатель: Я хочу познакомить Вас с некоторыми способами преодоления стеснительности у ребенка.

Застенчивость – это комплекс ощущений неловкости, растерянности, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека, если вовремя не обратить на это внимание.

Регина, как все застенчивые дети ведет себя, как правило, тихо и спокойно. Она всегда послушна, исполнительна, редко делает что-либо недозволенное, не проявляет инициативу. В играх и других видах деятельности занимает, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимает участие, сидит тихо и занимается каким-либо своим делом. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. У такого ребенка, как правило, бывает занижена самооценка. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Это препятствует реализации его подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими. У ребенка в дальнейшем пропадает познавательный интерес, он замыкается в себе. Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

3. Интерактивная часть

(практическая часть, взаимодействие с родителями)

Воспитатель: Помочь Регине преодолеть застенчивость, сформировать у нее желание общаться - задача вполне выполнимая при условии объединения усилий воспитателей и родителей.

В первую очередь нужно выяснить причину застенчивости. Я заметила, что с Вами девочка открыта, общается уверенно, свободно. В присутствии же папы Регина замыкается, сразу опускает голову, становится более медлительной, чем обычно. Он, как правило разговаривает с ней строго, постоянно поторапливает, делает замечания. Скажите, пожалуйста, это обычная форма общения между папой и дочкой и как Вы относитесь к этому? Обсуждаете ли с ним этот вопрос?

Родитель: Отец Регины- бывший военный, и, что скрывать, излишняя требовательность ему присуща. Он со всеми так общается- и со знакомыми, и с домашними, в том числе и с дочкой. Конечно, я понимаю, что мой муж слишком требователен, тем более- она девочка, не мальчишка- с теми строгость не помешает…Сколько раз ему говорила: «Сергей, будь помягче, мы же не в казарме!». Но, к сожалению, его на долго не хватает- привычка-вторая натура.

Воспитатель: Чрезмерная требовательность или, наоборот, опека могут способствовать появлению неуверенности и робости у ребенка. Несогласованность требований родителей ставит ее в тупик, она просто не знает, что ей делать. Поэтому одним из основных способов преодоления застенчивости является пересмотр отношений родителей к ребенку. Выработка единых требований в соответствии с его возможностями.

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите ее. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своей дочери о том, как сильно вы ее любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами Регины. Может ей не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача - помочь Регине повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать ее уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ней, выразите уверенность в том, что она справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ей и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что она слишком сосредоточена на оценке и это тормозит ее действия, отвлеките ее от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если вашей дочери не удается собрать фигурку из конструктора «Лего», сделайте его одушевленным и наделите вредным характером, который мешает ей справиться с задачей.

Способов справиться с застенчивостью разработано немало. Я отобрала лишь несколько:

Не называйте дочь «стеснительной». Не называйте ее тихоней. Не говорите соседям и гостям в присутствии ребенка: «Она у нас боится чужих». Таким образом, Вы как бы закладываете программу ее дальнейшего поведения. Не разрешайте другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить ее за робость.

Укрепляйте веру ребенка в себя («У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлена»). 3а неудачи не ругайте. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача - сформировать у нее уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Расширяйте круг общения своего дочери, чаще приглашайте к себе друзей Регины, берите ее в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам. Показывайте Регине как можно инициировать общение. Например, вы пришли на игровую площадку и не увидели ни одного знакомого ребенка. Сама Регина стесняется завести дружбу с другими ребятами. Посоветуйте ей помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных Вами в сторону ребят.

Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты с «чужими взрослыми»: например, чтобы Регина попросила продавца показать понравившуюся игрушку, самостоятельно купить мороженное. Или в гостях у соседки («У нас кончилась соль, пойдем попросим у соседки»). При этом старайтесь находиться рядом с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно. Для инициирования общения можно использовать простенькие «домашние заготовки». Тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу. Также можно использовать методику телефонного разговора. Это, когда Вы с ребенком как-бы звоните друг другу по телефону по какому-нибудь делу или вопросу.

Очень полезны в таком случае будут и сюжетно-ролевые игры. Такие как, «Семья», «Больница», «Магазин», «Автобус» и т. п., в которых проигрываются ситуации общения. Главная роль в игре поначалу будет принадлежать Вам. То есть, играя в «Магазин», сначала Вы выступаете в роли покупателя, а Регина продавца. Потом обязательно нужно поменяться ролями. Учите дочку благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации. Помогут раскрепостится и театрализованные игры, особенно кукольные театры, где ребенок находится за ширмой и не испытывает чувства неловкости перед зрителями. Подобные игры хорошо устраивать в выходные, приглашая на представление друзей, родственников. Конечно с согласия ребенка.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры - пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели - покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игра «Угадай эмоцию»

Правила игры очень просты: показываете ребенку на карточке или сами какую-нибудь эмоцию, а он называет ее и старается повторить. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость).

Чтение ребенку художественной литературы про смелые поступки поможет ему приобрести опыт поведения в разных ситуациях, который в дальнейшем поможет Регине справляться со своей робостью. Это, например, сказка «Пых», «Крошка Енот», «Сказка о храбром зайце» и др.

В детском саду мы также проводим игры на развитие коммуникативных навыков. Регина активно и с удовольствием играет в подвижные игры, игры – имитации. Стала играть в сюжетно-ролевую игру «Больница», принимая и ведущую роль врача. В преддверии новогоднего праздника разучиваем с Региной стихотворение. Надеюсь, к утреннику мы будем готовы.

4. Резюмирование.

Определение четких рекомендаций Поддерживайте свою дочь, подчёркивайте ее успехи в делах, а также рассказывайте ей о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми. Предлагаю Вам в помощь памятку, в которой вы найдете для себя рекомендации, как вести себя с ребенком, и картотеку игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и преодоление застенчивости и робости. Вечером, когда будете вы или ваш муж забирать Регину, я вам их передам.

Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться! Спасибо Вам! Всего хорошего!

Есть у Вас вопросы ко мне?

Родитель: Спасибо вам за консультацию, обязательно воспользуюсь вашими советами и приемами и мужу расскажу, надеюсь задумается над тем как его стиль общения может отразиться в будущем на поведении ребенка, к каким сложностям это может привести. Вопросов пока нет, если появятся- я обязательно к вам обращусь. До свидания.

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать учеником?» Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Эта черта свойственна, по крайней мере,.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей»Консультация и презентация для родителей «Как преодолеть застенчивость и неуверенность детей» Улыбнусь – непроворная, жесткая, Не в улыбку улыбка моя, Пошутить захочу – шутка плоская: Покраснею мучительно я! Николай Некрасов Цель:.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуальной консультации «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 15:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуальной консультации «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»» (включая файлы) размещена пользователем Усольцева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД