малышева Наталья Александровна
Конспект индивидуальной консультации с родителями «Слабое развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной консультации с родителями
Тема консультации: Слабое развитие мелкой моторики.
Цель консультации: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей
Задачи :
Публикация «Конспект индивидуальной консультации с родителями „Слабое развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»;
Показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка;
Дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников;
Познакомить с содержанием игр и упражнений.
Примерные вопросы к родителям:
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
3. Как Вы думаете, нужно ли развивать мелкую моторику рук у детей?
4.Какой нетрадиционный материал использует в играх ребенок дома?
5. Как Вы думаете, что способствует развитию мелкой моторики рук?
6. Как вы считаете, есть ли у Вашего ребёнка способности к рисованию?
7. Какие материалы стремитесь приобретать ребёнку для домашних занятий изобразительной деятельностью?
8. Как часто Ваш ребёнок пользуется имеющимися у него материалами для творчества?
9. Часто ли ребёнок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
10. Занимаетесь ли вы с ребенком дома аппликацией?
Рекомендации для родителей:
Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды (А. Л. Сиротюк) .
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие мелкой моторики? Во первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, вовторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
-В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
-Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
-Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
-В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
-Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений
М. М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. В своей книге М. М. Кольцова подводит итог своих исследований: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей".
Общие рекомендации:
-Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
-Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
-Завязывать узлы на толстой и тонкой вервках, шнурках.
-Заводить будильник, игрушки ключиком.
-Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
- Резать ножницами (желательно небольшого размера).
- Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
Делать пальчиковую гимнастику Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод.
Рекомендации практического характера:
Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.
Развивающая игра «Делаем бусы».
Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
"Цветок"
- Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
«Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются,
Здравствуй, большой! (с большим, щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
«Рисование по точкам»
Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.
Игры для малышей
«Волшебный мешочек»[/b]
Классическое упражнение хорошо тренирует мелкую моторику, сенсорные ощущения, речь и мышление. Взрослый готовит яркий мешочек, в который складывает небольшие предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, матерчатые и др. Малыш на ощупь находит предмет, взрослый просит назвать его. Затем разглядывает вместе с крохой, спрашивает: как он называется предмет, из чего сделан, как с ним можно играть.
«Волшебная картинка»
Так же как и предыдущее упражнение, игра направлена на формирование моторики, сенсорики, развивает воображение. Взрослый предлагает крохе различной длины и цвета шнурочки, из которых можно выкладывать фигурки. Хорошо, если родитель вместе с ребенком выложит целую картинку: знакомый пейзаж, игрушки, животные, посуду. Малыш может строить различные формы: круги, овалы, треугольники, дорожки.
Рефлексия:
Сейчас мы с вами попробуем с помощью бумаги, красок, клея, обычных макарон и нашего воображения смастерить поделку, которую вы сможете изготовить дома с ребенком.
Перед вами лежит трафарет, на нем изображен домик. Вам необходимо использовать разные виды макарон для создания поделки, которые мы приклеим на обычный клей.
После того как вы завершите этот процесс, необходимо раскрасить домик любыми цветами.
-С какими трудностями вы столкнулись во время выполнения поделки?
-Вы получили удовольствие от своей работы?
А теперь уважаемые родители представьте, что же испытывает ваш ребенок во время работы с различными видами материалов, трудности, преодоление их и удовлетворение собственной работой.
Предлагаю вам больше развивать мелкую моторику ваших детей и их воображения с помощью подручных средств.
Попросить родителей (законных представителей) высказаться о том, что им понравилось (не понравилось); какие вопросы у них возникли.
Предложить родителям написать на смайликах пожелания, предложения по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара.