Евгения Хлюстова
Конспект родительского собрания «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
Воспитатель: Хлюстова Е. Л.
Цель:
показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Оборудование:
пластилин, доски для лепки, стеки, листы цветной бумаги, нитки, персонажи из сказки «Теремок» «Колобок»;
проектор;
презентация с фотографиями играющих детей;
фильм «Наши будни»
Участники:
воспитатель
родители.
Форма проведения:
собрание – практикум.
Ход собрания:
1. Организационная часть
Воспитатель:
Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Без них нам трудно жить на свете:
Не сможем шить, носить, держать.
Они нужны нам, чтоб трудиться,
Чтоб кушать, мыться,и играть.
(Пальцы.)
Воспитатель:
Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.
2. Основная часть
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
1. Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
2. Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно :
Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте большое значение имеет пальчиковая гимнастика:
• Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
• Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
• Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
А сейчас предлагаю немного поиграть с пальчиками:
«Замок»
Пальцы обеих рук переплетены между собой.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, повертели,
Постучали и открыли. (Движения выполняются согласно тексту)
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
«Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме.
3. Практическая часть
Театр, как способ развития мелкой моторики рук у ребёнка.
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».
Кистью или пальцами руки ребё нок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).
Уважаемые родители, все знают сказку «Курочка Ряба», я предлагаю вам взять персонажей и немножко поиграть.
Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.
Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).
У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.
Оригами, как способ развития мелкой моторики рук у ребёнка.
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.
Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать бабочку для развития речевого дыхания детей).
Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки.
На столах дощечки для лепки, стеки, пластилин разного цвета.
Родителям предлагаю попробовать слепить грибы, используя приемы сплющивания, скатывания, раскатывания, заглаживания.
Родители лепят грибы.
Игры на развитие мелкой моторики :
Существует множество способов и игр для развития мелкой моторики рук, вот некоторые из них.
• работа с раскрасками – штриховка;
• пальчиковая гимнастика – шнуровка, застегни пуговицы;
• игры с конструктором, мозаикой;
• лепка из глины, теста и пластилина;
• нанизывание бус, бисера;
• сматывание цветных ниток в клубочки;
• работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т. д.).
Эти игры:
развивают мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование;
формируют навыки шнуровки, умение застегивать пуговицы;
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности;
косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
4. Заключительная - Рефлексия
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.