Татьяна Ивановна Шевелева
Конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Звук [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : постановка звука [з].
Задачи занятия :
постановка звука [з] путем озвончения звука [c];
уточнение артикуляции звука [з];
развитие фонематического анализа;
развитие плавного длительного выдоха;
развитие слухоречевого внимания;
развитие общей и артикуляторной моторики;
воспитание самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, игрушка зайца, тренажер для дыхания, платок.
Ход занятия.
Организационный момент.
Публикация «Конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста „Звук [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Доброе утро. Сегодня мы научимся петь новую песенку. Я тебе загадаю загадку, а ты попробуй отгадать, чью же песенку мы будем учиться петь:
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький … (КОМАР).
– Конечно, молодец. Сегодня мы с тобой будем учиться песенку комарика (показать картинку с комариком). А поможет нам в этом пушистый Зайка, который пришел прямо из Волшебного зимнего леса (достать игрушку зайца). Давай поможет Зайке согреться после долгого путешествия и выполним несколько упражнений для язычка и губ, чтобы согреть их.
Артикуляторная гимнастика
Упражнения для губ: улыбка, хоботок, зайчик, обиделся, зайчик обиделся, силовое упражнение (зажать платочек губами).
Упражнения для языка: 1) на распластывание (сначала похлопывание губами по поверхности широко распласт. языка и произнесение слогов «па-па-па», затем то же самое, но покусывание с произнесением слогов «та-та-та»); 2) лопатка- широкий язык на нижней губе; 3) ступеньки – на счет 1 лопатка, на счет 2 широкий язык за нижнюю губу (Мартышка, на счет 3 язык за нижние зубы (Мостик); 4) лодочка.
3. Дыхательная гимнастика.
– Молодец, теперь мы согрелись. Но пока мы с тобой выполняли упражнения, на улице пошел снег, и к нам прилетела настоящая снежинка.
Логопед дает ребенку снежинку на ниточке.
– Давай заставим нашу снежинку кружиться. Медленно набери воздух через нос. Щеки не надувай, следи, чтобы плечи не поднимались и подуй на снежинку.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не поднимал плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
4. Постановка звука [з] путем озвончения звука [с] с привлечением тактильно-вибрационного контроля.
– А теперь давай научимся петь песенку комарика. Приложи руку к горлышку. Произнеси [c] (песенку водички, а теперь пропой ее громко и с голосом, чтобы горлышко задрожало. Получается песенка комарика. Повторить несколько раз.
Уточнение артикуляции звука [з].
– Давай еще раз споем песенку комарика. Что делают губы, когда ты ее поешь?
– Улыбаются.
– А в каком положении зубы – сомкнуты или раскрыты?
– Раскрыты.
–А где находится кончик языка, когда ты поешь песенку комарика: он поднят или опущен?
– Опущен.
– Правильно. Такое положение называется «горочкой». Покажи ладошкой форму горочки.
Физкультминутка
– А теперь давай немного отдохнем. Зайка научил меня особенному танцу. Я тебе сначала покажу, ты посмотри, а потом потанцуем вместе.
Зайки белые сидят
(присесть на корточки)
И ушами шевелят.
(кисти рук приставить к макушке, локти развести в стороны, лопатки свести)
Зайкам холодно сидеть,
(встать, ручки встряхнуть, расслабить)
Надо лапки им погреть.
(поглаживающие движения обеих рук)
Зайкам холодно стоять,
(руки на пояс)
Надо зайкам поплясать
(потопать на месте)
Развитие фонематического анализа.
– Молодец. Мы с тобой отдохнули, а теперь давай покажем Зайке, как ты умеешь узнавать песенку комарика.
– Хлопни в ладоши, если услышишь в слове песенку комарика: зонт, кот, коза, дверь, волк, ветер, зуб, рот, роза, замок, метель, золото.
Подведение итогов.
– А теперь давай напомним Зайке, чем мы сегодня занимались, прежде чем он отправится обратно домой в Волшебный лес. Чью песенку мы сегодня научились петь?
– Песенку комарика.
– Как она поется? В каком положении губы, зубы и язык?
Ребенок повторяет артикуляцию звука [з].
– Молодец. Ты сегодня хорошо поработал, и теперь Зайка отправляется домой. А мы с тобой увидимся на следующем занятии.