Бызова Екатерина
Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ (нарушение речи) «Мамин сыночек»
Цель: Дифференциация звуков «Р – Рь».
Задачи:
1. Формирование фонематического восприятия.
2. Формировать умение дифференцировать звуки [ р ], [ р'] на слух.
3. Развивать лексико-грамматические представления. Умение употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже.
4. Развивать речевое внимание, логическое мышление.
5. Развивать общую и мелкую моторику.
Публикация «Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ (нарушение речи) „Мамин сыночек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Оборудование: предметные картинки: робот, шар, пароход, 3 карточки с обозначением позиции звука в слове, карточка зеленого цвета, картинка с изображением сороконожки, мяч, картинка с изображением предметов на звуки «Р», «Рь», игра «Бусы».
Ход занятия
1. Организационный этап.
- Сегодня мы поиграем с тобой в игру «Мама и сыночек». Ты согласен? Тогда я буду мама, а ты мой сыночек.
- Давай представим, что наступило утро, мы только что проснулись. Первое, что мы должны сделать, это выполнить зарядку.
2. Артикуляционная зарядка:
«Лошадка» - Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Гармошка» - рот открыт, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Грибок» - рот открыт, язык присосать к небу.
«Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
3. Изолированное произношение звуков «Р».
- А теперь будем полоскать горлышко.
Ребенок длительно произносит звук «Р».
4. Упражнение «Где слышится звук».
- Теперь давай немного поиграем. Я предлагаю тебе игру «Где слышится звук «Р»».
Перед ребенком лежат 3 карточки с обозначением позиции звука в слове.
Сначала ребенку предлагается рассмотреть поочередно картинки (робот, шар, пароход). Ребенок под каждой картинкой выкладывает соответствующую карточку с обозначением позиции звука «Р» в слове.
Затем логопед предлагает ребенку другую карточку зеленого цвета и маленькую картинку с изображением сороконожки.
Усложнение задания.
- Вот тебе карточка, это листочек, по которому будет ползать сороконожка. Я буду называть тебе слова, а ты должен будешь посадить сороконожку в то место на листочке, где слышится звук «Р» в слове. Если звук услышишь в начале слова, то сороконожка приползет в начало листочка, если в конце, то она отправится к концу листочка, а если звук услышишь в середине слова, то и сороконожка приползет на середину листочка.
(катер, кран, руль, грузовик, пароход, топор)
4. Игра «Четвертый лишний».
- Ты молодец, справился с заданием. А теперь пойдем в магазин игрушек.
За то, что ты так хорошо выполнял задания, я хочу подарить тебе, какую-нибудь игрушку.
На полке магазина стоят игрушки:
Матрешка, трактор, катер, робот;
Фонарик, стрекоза, барабан, рюкзак.
Ребенок называет игрушку, которая лишняя и почему. Затем выбирает себе понравившуюся игрушку.
- Почему эта игрушка лишняя?
(Потому, что в названии, слышится звук «Рь»).
- Чем отличается звук «Р» от звука «Рь»?
- Давай поиграем в игру «Заведи мотор и моторчик». Мотор заводится многократным непрерывным произнесением звука «Р», а моторчик произнесением звука «Рь».
6. Игра «Один и много» (с мячом)
Далее мы направляемся в игровой зал в игрушечном магазине, где играем в игру.
Конструктор – конструкторы;
Ящерица – ящерицы;
Шар – шары;
Варежка – варежки;
Кровать – кровати;
Верблюд – верблюды;
Рюкзак – рюкзаки;
Тарелка – тарелки;
Фонарь – фонари и т. д.
7. Игра «Будь внимателен».
Ребенку предлагается карточка с изображением предметов на звуки «Р» и «Рь».
- Ну что нравится тебе здесь? Посмотри, какая интересная картинка, на ней изображено много разных предметов. Сначала назови предметы, в названиях которых слышится звук «Рь», а затем предметы, в названиях которых слышится звук «Р».
8. Игра «Бусы».
Ребенок выбирает игру «Бусы». По возвращению домой ребенок играет в новую игру. Нанизывая на шнурок фигурки, ребенок проговаривает чистоговорки:
РА-РЯ-РА - рама, ряд, гора;
РУ-РЮ-РУ - руки, рюмка, кенгуру;
РО-РЁ-РО - роща, пузырёк, перо;
РЫ-РИ-РЫ - рыба, шарики, ковры
9. Итог.
- Ты сегодня большой молодец. Все задания, которые я тебе предлагала, ты выполнил правильно. В следующий раз мы поиграем с тобой в другую игру.