Марина Афанасьева
Конспект индивидуального занятия с использованием компьютерных игр «Путешествие на остров Мбана-Мбана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация произношения звука Р в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: стимулировать речевую активность, продолжать учить правильно произносить звук Р в слогах и словах, активизировать словарь по теме «Продукты», совершенствовать навык чтения.
Коррекционно-развивающие: развивать словарный запас, упражнять в подборе слов антонимов, развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать навык контроля за своей речью, воспитывать самостоятельность, ответственность.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Публикация «Конспект индивидуального занятия с использованием компьютерных игр „Путешествие на остров Мбана-Мбана“» размещена в разделах
Материал и оборудование: стол с зеркалом, карта острова в океане, ноутбук, программно-дидактический комплекс компьютерных игр «Мерсибо» (диск «Речевой экспресс», акриловые камешки, мяч, настольная игра «Кочка за кочкой» (набор карточек по обучению азам чтения в игровой форме «Мерсибо», копилка.
Ход.
Логопед встречает ребенка.
1. Оргмомент. Организует приветствие с ним.
2. Введение в тему занятия.
Логопед показывает ребенку карту и говорит:
- Как ты думаешь, что это такое? (логопед делает паузу, ждет когда ребенок выскажет свое предположение. Они рассматривают карту, проявляют интерес, отмечают на ней наличие клада (сундука)
Логопед: Что это? Это клад. Давай отправимся на поиски сокровищ?
Как ты думаешь, на чем можно добраться до острова? Ребенок отвечает: на корабле
Логопед: Но прежде чем отправиться, надо нам построить этот корабль.
Артикуляционная гимнастика с элементами бионергопластики.
1. Упражнение «Качели». Берем длинные гибкие доски для постройки корпуса корабля.
Инструкция: слегка улыбнуться, рот приоткрыть, широкий язык положить за нижние зубы. Поочерёдно менять положение языка (вверх-вниз, подключая движения рук.
Исходное положение. Кисти рук находятся горизонтально, ладони вниз, пальцы выпрямлены. Поднимать пальцы вверх-опускать вниз. От 1 до 5 раз
2. Упражнение «Индюк». Проверим на прочность корабль
Инструкция: Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка проводить по верхней губе вперед назад, подключая движения рук
Исходное положение. Кисти рук находятся горизонтально, ладони вверх, пальцы выпрямить. Сгибать пальцы по направлению к ладошке, одновременно за движениями языка. От 1 до 5 раз
3. Упражнение «Дятел». Забьем прочно гвозди.
Инструкция: улыбнуться, открыть рот, стучать по верхним альвеолам кончиком языка, многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д медленно, потом увеличивать темп, подключая движения рук.
Исходное положение. Кисти рук находятся параллельно друг другу, пальцы правой руки выпрямлены и сомкнуты. Пальцы левой руки сжаты в кулак. Стучать кулачком в ладонь правой руки. Делать 5-10 раз.
4. Упражнение «Парус». Ставим парус на корабль.
5. (выполняя упражнение, добавляем к воздушной струе голос)
Инструкция: открыть рот, широкий язык поднять за верхние зубы, упереть в верхние альвеолы. Удерживать язык.
Исходное положение. Кисти рук лежат на столе ладошки вверх, при направлении воздушной струи. Сгибать пальцы по направлению к ладошке, одновременно за движениями языка. От 1 до 5 раз
6. Упражнение «Заведем мотор». Поднимаем якорь. Корабль трогается.
Логопед: Вот мы плывем по океану, волны бьются о его корму Ребенок произносит звук Р-Р-Р, сопровождая вращениями кистей рук
Повторение слоговых цепочек за взрослым, с применением кинезиологических упражнений.
Исходное положение. Кисти рук находятся параллельно друг другу, пальцы правой руки выпрямлены и сомкнуты. Пальцы левой руки сжаты в кулак. Стучать кулачком в ладонь правой руки. На каждый сказанный слог, положения рук меняются.
Ребенок повторяет цепочки слогов:
Тра- тро-тру кра-кро-кру
Про-пра-пры дро-дры-дра
Бру-бра-бро вру- вра- вры
Гры-гро-гра фра –фро-фру
Логопед. Перед нами что-то показалось. Ты хочешь узнать что это?
Интерактивная игра «Таинственная картина»
(диск «Речевой экспресс», игра «Таинственная картина», /сайт Мерсибо/)
Инструкция к игре: У каждой вещи есть свое назначение. Посмотри на картинки, нам скажут несколько слов, по которым нужно отгадать предмет и назвать его. Слушай внимательно.
Кликаем на мышку - ткань убирается, картинка открывается: гравий, груша, ведро, врач, радуга, баран, арбуз. Появляется картинка корабля.
Логопед: это пиратские корабли. Они нас не пропустят дальше, если мы не выполним их задание, каждый моряк должен знать все о своем корабле. Давай расскажем, что есть у корабля. Если в слове есть звук Р, ты говори его громче, чтобы все услышали.
Слушай внимательно: мачта, парус, каюта, рубка, трап, палуба, корпус, труба, мостик, штурвал, шлюпка, круг, канат.
Логопед: Молодец! Сейчас пираты приглашают тебя поиграть в любимую игру.
Игра с мячом «Наоборот»
Логопед бросает мяч, называет слово, ребенок говорит слово противоположное по смыслу и возвращает мяч педагогу.
Слова для игры: молодой – старый, злой-добрый, плохой-хороший, враг-друг, сориться-дружить, давать-забирать, медленно-быстро, веселый-грустный, плохо-хорошо, глупый-мудрый, сухой-сырой, узкий-широкий, больной-здоровый, тихий - громкий.
Логопед. Отправляемся дальше в путь. Пора подкрепиться витаминами.
«Игра с акриловыми камешками»
(приложение №1)
Перед ребенком плоскостное изображение банки из фетра и акриловые камешки. Ребенок повторяет за взрослым слова названия продуктов со звуком Р и выкладывает камешки на банке.
Слова для проговаривания: баранка, пирожок, груша, рулет, сырок, бутерброд, брусника, гранат, фрукты, крыжовник, макароны, творог, мороженное.
Логопед. Подплываем к острову, нас встречает папуас. Он рад встрече с нами и приглашает нас на праздник «Мбана-Мбана»
Интерактивная игра «Танцы с папуасами» /сайт Мерсибо/
(диск «Речевой экспресс» приложение №1).
Логопед. Чтобы веселые папуасы начали танцевать, надо дать правильный ответ, для чего нужны разные предметы.
Описание игры: на острове Мбана-Мбана праздник - танцы для папуасов! Танцуют те, кто правильно ответит на вопрос вождя племени. Подскажите папуасам правильный ответ, чтобы устроить настоящие танцы для всех папуасов.
К примеру, на чем сидит король? Надо выбрать картинку с троном. С помощью чего просеивают муку? Выбираем картинку с сито.
Логопед: За то что, ты ответил на вопросы вождя племени, он дарит нам сундук знаний. Что в нем как ты думаешь?
Ребенок открывает сундук.
В сундуке карточки для чтения слов из 3 букв
Игра «Кочка за кочкой». (карточки слогов для чтения, сайт Мерсибо)
Сюжет игры. На болоте спрятался лесной житель, и чтобы узнать кто это, ребенок должен добраться до него по «кочкам». Каждая кочка — это карточка со слогом или словом, который надо прочитать. Загадочный приз в конце игры мотивирует детей прочитывать все слоги и слова в колоде.
Правила. В центре стола призовая карточка знаком вопроса вверх, чтобы ребенок не видел персонажа. Ребенок выкладывает «кочки» от края стола к центру, читает слова на них. Когда он доберется до призовой карточки, то сможет перевернуть ее и узнать, кто же спрятался за последней «кочкой».
После игры логопед дает ребенку приз из сундука.
Ну, а теперь пора возвращаться в детский сад.
Что мы сегодня делали?
Что у тебя получилось, а что было трудным?
С каким настроением ты работал?
Список литературы.
1. Микляева Н. В. Интернет - технологии как ресурс деятельности учителя- дефектолога. - М. : АРКТИ, 2018.
2. Нищева Н. В. Картотека автоматизации правильного звукопроизношения и дифференциации разных групп звуков. -СПб., ДЕТСВО-ПРЕСС, 2018.