Наталья Гусева
Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звука «ш» в слогах, в слова и предложениях.
Цель:
1. Упражнять в правильном произнесении звука «ш» в слогах, в словах и предложениях.
2. Развивать фонематический слух.
3. Учить определять наличие звука «ш» в словах.
4. Развивать внимание и память.
5. Развивать мелкую моторику.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению „Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: картинка с изображением бабушки змеи, картинки с изображением змейки на дорожках, шкатулка с картинками на звук «ш», «т», «п», «м».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня я приглашаю тебя в путешествие к бабушке змее. Однако перед дальней дорогой надо размяться.
2. Артикуляционная гимнастика.
Замесить тесто
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Краткое содержание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Блин на сковородке
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4 Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Чашечка
Цель: учить удерживать в ротовой полости язык в форме «чашечки».
Краткое описание. Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
3. Выделение изолированного звука – упражнение «Змейка».
- Смотри перед нами дорожка, а на дорожке лежит змея. Давай поможем змейке добраться до домика бабушки. Будем проводить пальчиком по дорожке, произнося отчётливо «ш-ш-ш» (Губы вытянуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку).
4. Проговаривание звука «ш» в слогах. Упражнение «Дорожка».
- Змейка прекрасно пела свою песенку, но на дорожке стали попадаться ямки. Когда змейка заползает в ямку слышно: ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
- Давай вспомним в какие ямки заползала змейка: ша, шо, шу, ши.
5. Развитие фонематического восприятия.
- А теперь давай поможем змейке отыскать её любимый звук. Хлопни в ладоши, если услышишь звук «ш» : ш, т, ш, п, ша, ту, пы, шапка, паук, тыква, шарф, танк, шина, пальто, шуба.
6. Упражнение на развитие тембра голоса.
- Приползла змейка в гости к своей бабушке. Бабушка взрослая разговаривает громко (высоким голосом, а наша змейка маленькая разговаривает тихо (низким голосом).
АШ – АШ – АШ – аш – аш – аш
ОШ – ОШ – ОШ – ош – ош –ош
УШ – УШ – УШ – уш – уш – уш
ЫШ – ЫШ – ЫШ – ыш – ыш – ыш.
7. Выделение звука «ш» в словах с опорой на предметные картинки.
- Змейка принесла бабушке подарки, а бабушка просит отобрать только те, в которых слышится её любимый звук «ш» (Ребенок отбирает картинки на звук «ш»).
8. Физкультминутка. Чистоговорка.
- Бабушка любит с внучкой играть. Я буду говорить за бабушку, а ты повторяй за внучку.
Ша – ша- ша – шалаш из камыша
Шо – шо – шо – будем строить хорошо
Шу – шу – шу – поём песню малышу
Ши – ши – ши – шумят камыши.
9. Упражнение на развитие внимания и памяти «Что лишнее?».
- Бабушка змея хочет с тобой поиграть. Посмотри, какая картинка лишняя?
Шапка, шуба, танк (Лишний танк, потому что начинается на звук «т»)
Мак, шина, шишка (Лишний мак, потому что начинается на звук «м»)
10. Проговаривание предложений со звуком «ш».
- У змейки есть друзья Миша и Паша. У Миши и Паши шалаш. У Миши в мешке шишки. Миша и Паша ходят в школу. Миша пишет. У Паши кошка Машка. Кошка Машка поймала мышку.
11. Итог занятия.
- Куда мы сегодня с тобой путешествовали? Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук «ш»).