Любовь Сальникова
Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Зима» для учащихся 1 классов с ОНР 3 уровня
▼ Скачать
Конспект индивидуального занятия по лексической теме «Зима» для учащихся 1-х классов с ОНР 3 уровня в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ»
Пояснительная записка
Учебное занятие по лексической теме «Зима» для учащихся 1-х классов с ОНР 3 уровня проводится по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ».
Публикация «Конспект индивидуального занятия по лексической теме „Зима“ для учащихся 1 классов с ОНР 3 уровня» размещена в разделах
- Зима
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. Основная задача развития речи у первоклассников — это сформировать у них навыки правильного произношения, грамотного строения предложений и понимания основных языковых структур. Различные упражнения и игры помогают детям понять значения слов и выразить свои мысли с помощью речи. Кроме того, речь играет важную роль в развитии коммуникативных навыков первоклассников. С помощью речи дети могут выразить свои желания, познакомиться с окружающими, задавать вопросы и выражать свои эмоции. Разговор с другими людьми помогает первоклассникам развить навыки общения, а также социальные и эмоциональные компетенции.
Речь также способствует развитию мышления первоклассников. Она помогает детям структурировать информацию, анализировать ее и выделять главное. Через речь дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать объекты, развивают логическое мышление и способность к абстрактному мышлению.
Детям с ограниченными возможностями здоровья, как правило, испытывают трудности в речевом развитии. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.
Дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Следовательно, помимо множества недостатков в развитии связной речи, у детей c ОНР страдают все компоненты речевой функциональной системы: фонетико-фонематические, лексико-грамматические, семантические. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразовательных школах, при этом зачастую испытывают учебные трудности. В связи с этим дети с общим недоразвитием речи 3 уровня требуют целенаправленной коррекционной логопедической работы.
Конспект
Возраст: учащиеся 1 класса с ОНР 3 уровня
Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.
Задачи:
- обогащать словарь детей по теме;
- уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;
- учить образовывать прилагательные от существительных;
- учить образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме;
- расширять глагольный словарь ребенка;
- формировать представление о словах – антонимах;
- формировать умение отвечать на вопрос;
- развивать мышление;
- развивать внимание
- развивать мелкую и общую моторику;
Тип занятия : комбинированное
Форма занятия : индивидуальное
Методы: словесный, наглядный, практический
Демонстрационный материал: предметная картинка зима, вата, мяч, снеговики для задания «Найди отличия», раскраски «детские забавы», картинки с изображение одежды, головных уборов и обуви, картинка «лабиринт», раскраски «льдинки».
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
Приветствие
Пальчиковая гимнастика.
- Наше занятие начнем с пальчиковой гимнастики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- А сейчас послушай мою загадку и попробуй ее отгадать.
После осени пришла.
И сугробы намела.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Правильно. Это зима. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.
2. Беседа о зиме.
- Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.) Давай вспомним их (Декабрь, январь, февраль.)
- Какие изменения произошли в природе зимой? (ребенку демонстрируется картинка, ребенок описывает по картинке при затруднении педагог задает наводящие вопросы, или подсказывает ребенку на что надо обратить внимание на картинке, или начинает фразу – ребенок ее продолжает).
Педагог: Зимой часто дует ветер. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Это – метель. И мы с тобой сейчас тоже сделаем метель.
3. Дыхательная гимнастика (ребенок дует на кусочки ватки – снежинки в разные стороны).
Педагог: зимой становится холодно, и чтобы не замерзнуть на улице надо много двигаться.
Вот и мы сейчас согреем наш язычок.
4. Артикуляционная гимнастика
Зимние чистоговорки (ребенок повторяет за педагогом, педагог следит за правильным произнесением слов)
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ом - ом - ом - слепили снежный ком.
Мы - мы - мы - дождались зимы.
Ды - ды - ды - на снегу следы.
Ать - ать - ать - я иду гулять.
Ну - ну - ну - саночки тяну.
Ок - ок - ок - на дворе снежок.
Ос - ос - ос - я укутал шарфом нос
Педагог: а теперь давай вспомним слова – неприятели (антонимы).
5. Упражнение «Скажи наоборот». Закончи предложение:
Летом дни жаркие, а зимой (холодные)
Летом день длинный, а зимой (короткий)
Летом солнце яркое, а зимой (тусклое)
Весной лед на реке тонкий, а зимой (толстый)
Снег мягкий, а лед (твердый)
Одни сосульки длинные, а другие (короткие)
Педагог: давай подумаем, что такое «снегопад» и «гололед».
6. Упражнение «Объясни значение». Какие два слова спрятались в слове «снегопад»? (ответ ребенка). А какие слова спрятались в слове «гололед»? (ответ ребенка). Давай придумаем предложения с этими словами. (ребенок придумывает предложение. При затруднении педагог помогает).
7. Педагог: Дети очень любят зиму. Как ты думаешь, почему? (ребенок отвечает. Педагог уделяет внимание ответу ребенка. Ответ начинается со слов «Потому что…»).
8. Педагог: посмотри на картинки, скажи и обведи в кружок, какие предметы подходят для зимних развлечений на улице. (ребенок смотрит на картинки и выбирает)
Педагог: Скажи, а какая она зима. Я начну слово, ты заканчивай.
9. Упражнение «Дополни слово».
- Зимой холод, значит зима какая? Зима холодная.
- Мороз – морозная.
- Вьюга – вьюжная.
- Снег – снежная.
- Молодец.
11. Физкультминутка.
Снеговик в снегу валялся,
Нос-морковка потерялся.
Ищет слева, ищет справа,
Ищет слева, ищет справа.
Наклонялся, приседал
До тех пор, пока устал.
На сугробе растянулся,
Потянулся, улыбнулся.
За морковкой в магазин
Он опять пошел один.
Педагог: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а ты отвечай.
12. Дидактическая игра «Подбери слова».
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Педагог: зимой мы одеваемся тепло. Помоги девочке выбрать одежду, головной убор и обувь для прогулки. Раскрась цветными карандашами.
13. Упражнение «Помоги Тане». Перед ребенком картинки с одеждой, головными уборами и обувью. Ребенку нужно раскрасить только то, что подойдет для прогулки зимой.
Педагог: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а ты будешь говорить о нем ласково.
14. Игра «Назови ласково». Игра с мячом
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Снеговик - снеговичок
Шапка - шапочка
III Заключительная часть:
Педагог: Посмотри на картинки. Дети слепили снеговиков, но они получились разные. Давайте найдем отличия.
15. Игра «Найди отличия» (ребенок находит отличия)
Педагог: зима приготовила для нас сокровища и положила их в сундук. Давай найдем их.
16. Упражнение «Лабиринт». Посмотри на картинку, и запомни, как выглядит сундук (20 секунд)
А теперь найди дорожку, которая ведет к этому сундуку. (ребенок ищет)
Помоги открыть сундук. Послушай слова, и назови лишнее слово. Это и будут сокровища Зимы.
Санки, клюшки, льдинки, коньки (ребенок отвечает)
Правильно, это льдинки. Раскрась льдинки в разные цвета (ребенок раскрашивает)
Итог занятия.
Педагог: Итак, о чем мы сегодня говорили на занятии? О каком времени года? (ребенок отвечает)
- Назови приметы зимы.
Педагог: спасибо за занятие. До встречи.