Альбина Трухина
Конспект индивидуального занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи «Постановка звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Постановка звука Л».
Цели:
1. Образовательные:
- закрепить слуховой и моторный образ звука Л
- автоматизировать звук Л на материале слогов, слов, предложений и текстов.
- познакомить ребенка с буквой Л
- учить анализировать правильную артикуляцию звука и давать его характеристику.
2. Коррекционные :
- вызвать звук Л
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- закрепление коррекционного уклада звука Л
- вызвать фонематический слух и восприятие
- развить общую, мелкую и артикуляционную моторику
- развивать мимические мышцы, дыхание и голос.
3. Воспитательные:
- воспитание внимания к речи логопеда
- воспитание контроля за правильностью произношения звука Л.
Оборудование:
Зеркала, шпатели, зонды, картинки символы, профиль артикуляции звука, предметные сюжетные картинки, картинка с изображением буквы Л, фишки для звукового анализа схемы для определения места звука в слове, «человечек-звук (Л) звуковые пеналы, схема предложения.
Ход занятия
1. Организационный.
Логопед:
Здравствуй! Сегодня на занятии мы будем соблюдать правила красивой речи. Мы будем разговаривать, и проговаривать так внятно, что будет всем понятно. Отгадайте загадку.
Черный костюм, белая рубашка.
Возвратилась из-за моря
Быстрокрылая пташка.
(ласточка)
2. Нормализация мышечного тонуса.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
3. Развитие общей моторики. «Ласточка».
Ласточки летели, (бегает по кругу, машет руками, изображая полет птицы)
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели.
Взвились, полетели, (приседает, руки опускает за спиной, как бы складывает крылья)
Песенки запели.
4. Развитие мелкой моторики.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.
(Ребенок ритмично сжимает и разжимает кулачки).
Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей,
(на каждое название птицы загибает по пальчику).
Дятел в пестрых перышках, всем хватило зернышек.
(опять сжимает и разжимает кулачки).
5. Массаж лица.
По общим правилам:
С воображаемыми струйками дождя (поглаживание, капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
6. Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.
Мы умеем удивляться
Мы умеем огорчаться
Мы умеем сердиться
Мы умеем веселиться.
7. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: но сначала по порядку, выполним для язычка зарядку.
- «улыбка»
- «заборчик»
- «индюшек»
-«качели»
- «чистим зубки»
- «пирожок»
- «маляр»
-«лошадка»
-«грибочек»
- «иголочка»
8. Работа по развитию дыхания и голоса.
Пароход гудит близко, громко, далеко, тихо (ы-ы-ы-ы)
9. Постановка звука.
1) По подражанию
Логопед показывает ребенку картинку с пароходом. Как гудит пароход?
Ребенок: ы- ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ
2) постановка от опорных звуков : произносим гласную Ы—поднимаем язык к верху---Л
3) от артикуляционных упражнений
«Цепочка гласных» А-О-У А-И-О И-О-У
«Иголочка» - открыть рот, потянуть вперед острый напряженный кончик языка, удержать это положение на счет до 5.
«Качели» - открыть рот, высунуть вперед острый кончик языка к носу, затем опустить вниз к подбородку, повторить 8-10 раз.
«Маляры» - открыть рот, под счет логопеда поглаживать языком твердое небо, выполнять движения вперед, назад. 8-10 раз.
«Идет охотник по болоту» - прикусить зубами острый кончик языка тихонько похлопывать ребенка по щекам, одновременно выдыхать воздух изо рта. Воздушная струя идет по краям языка. Появляется хлюпающий звук.
4) Механическим воздействием
Логопед ставит язык ребенка за верхние зубы и просит ребенка погудеть.
10. Определение темы занятия.
Логопед зачитывает ребенку скороговорку, перед этим дает инструкцию.
Логопед: послушай и определи, какой звук я выделю голосом.
Ласточка долго летала над волгой.
Ребенок: я слышу звук- Л
Логопед: Сегодня мы познакомимся со смелой ласточкой и при этом будем правильно произносить звук Л. (показываем человечка- звук (Л)
11. Анализ артикуляции по плану.
Логопед, вместе с ребенком опираясь на пиктограмму, рассказывает, о правильности артикуляции вызванного звука.
1. губы разомкнуты и растянуты в улыбке
2. зубы сближены
3. кончик языка вверху
4. голосовые складки вибрируют, есть голос.
5. струя воздуха плавня, широкая.
6. воздух теплый
7. согласный, звонкий, твердый.
8. печатная, письменная буква Л.
12. Развитие фонематического слуха
Логопед: когда услышишь звук Л, хлопай в ладоши.
Л Н К Ш Р Л Ф К Г Д Л Б М
Логопед: А теперь узнай звук среди слогов.
НА ЛА МА ДА ЖИ КА ЛУ НО ЛО МЫ
Логопед: в словах
Лопата, мама, слово, нога, лужа, Кирилл
13. Закрепление звука в слогах.
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
АЛА ОЛО УЛУ ЫЛЫ
АЛК ОЛТ ПЛА ЗЛА ЛАС ШЛА
ПЛА ПЛО ПЛУ ПЛЫ
14. Закрепление звука в словах.
Логопед показывает ребенку картинки и просит определить место в слове.
Теплоход, мотоцикл, стол, лошадь, лось, кукла, молоток, лук, яблоко, стул, белка, пила, юла.
15. Закрепление звука в предложениях.
Логопед дает ребенку картинку, и просит составить предложение.
Ребенок: Ласточка быстро летает.
Логопед: а теперь составь схему этого предложения.
16. Домашнее задание.
Логопед: нарисуй предмет со звуком, который мы сегодня проходили. Выучи рассказ о правильном произношении звука Л.
17. Итог.
Логопед задает вопросы ребенку:
Что мы делали сегодня на занятие? Ребенок: учились правильно говорить.
Какой звук научились говорить? Ребенок: звук Л
Расскажи о правильной артикуляции звука?
Ребенок:
1. губы разомкнуты и растянуты в улыбке
2. зубы сближены
3. кончик языка вверху
4. голосовые складки вибрируют.
5. струя воздуха плавня
6. воздух теплый
Логопед: Проговори звук. Ребенок: Л
18. Оценка работы ребенка.
Логопед устно дает оценку работы ребенка, говорит что получилось, что не очень.
В конце занятия хвалит.