Екатерина Филимонова
Конспект индивидуального занятия для дошкольника 5 лет «Подготовка к постановке звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализатора к правильному восприятию и воспроизведению звука [ш].
Задачи:
1) дать представление о нормативном произношении звука [ш]
2) формировать точные движения органов артикуляционного аппарата;
3) вырабатывать направленную воздушную струю;
4) развивать фонематическое восприятие;
5) развивать мелкую моторику.
6) воспитывать интерес ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики
Оборудование: зеркало, карточки для проведения артикуляционной гимнастики, вата, игрушка-змея для ввода символа звука [ш], 5 баночек с крышками.
Публикация «Конспект индивидуального занятия для дошкольника 5 лет „Подготовка к постановке звука [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
План занятия:
I Вводная часть:
Приветствие.
1. Артикуляционная гимнастика (Сказка про Язычок) 5 минут
II Основная часть занятия.
1. Знакомство с «песенкой змейки» - 1 минута.
2. Игра «Услышь песенку змейки среди звуков» 3 минуты.
3. Игра «Услышь песенку змеи в словах» - 4 минуты.
4. Игра «Найди пару» - 4 минуты.
III Заключительная часть.
1. Подведение итогов занятия – 2 минуты.
Регламент – 19 минут.
Ход занятия:
I Вводная часть.
Логопед: здравствуй, … Сегодня к нам в гости, пришла змея. Вместе с ней мы будем учиться говорить звук [ш].
1. Логопед: «Прежде чем познакомиться со змеей, давай выучим с тобой сказку про Язычок».
Артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука [ш] (перед зеркалом, вместе с логопедом).
Ребенок повторяет артикуляционную гимнастику за логопедом.
Логопед: «Жил-был на свете Язычок. Однажды он пошел в зоопарк. Там он встречал разных животных. Сначала он встретил Бегемотика. Давай покажем Бегемотиков».
Логопед показывает ребенку упражнение «Бегемотик» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Бегемотик».
Широко открываем рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживаем положение 3-5 секунд. Повторить упражнение 2 раза.
Логопед: «Пошел Язычок дальше и слышит, кто-то квакает. Это были Лягушки. Давай покажем Лягушек.
Логопед показывает ребенку упражнение «Лягушка» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Лягушка»
Широко улыбаемся, показав верхние и нижние зубы. Удерживаем положение 3-5 секунд. Повторить упражнение 2 раза.
Логопед: «Следующим Бегемотик встретил слона. Он был большой, с длинным хоботом. Давай покажем, какой длинный хобот у слона.
Логопед показывает ребенку упражнение «Слоник» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Слоник».
Сомкнутые губы вытягиваем вперед, удерживаем в положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.
Логопед: «Посмотрел Язычок на всех животных и пошел домой. Дома он решил испечь пирожки и блины. Давай покажем, как Язычок месил тесто.
Логопед показывает ребенку упражнение «Месим тесто» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Месим тесто».
Улыбнуться, открыть рот, пошлепать язык губами – пя-пя-пя.
Логопед: «Помесил Язычок тесто, сделал пирожки и собрался делать блины. Давай покажем, какие блины сделал Язычок.
Логопед показывает ребенку упражнение «Блинчик» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Блинчик».
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Верхняя губа обнажает зубы.
Логопед: «Блинчики Язычок решил есть со своим любимым клубничным вареньем. Давай покажем, какое вкусное варенье ел Язычок.
Логопед показывает ребенку упражнение «Вкусное варенье» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу. Повторить 3-5 раз.
Логопед: «Съел Язычок блинчики с вареньем и решил попить чай. Давай покажем чашечку, из которой Язычок пил чай».
Логопед показывает ребенку упражнение «Чашечка» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот, сделать язык в форме чашечки. Удерживать в положении 3-5 секунд. Повторить 2 раза.
Логопед: «Попил Язычок чай, и пошел посмотреть в окно. Давай сделаем окошечко».
Логопед показывает ребенку упражнение «Окошечко» с соответствующей карточкой. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Упражнение «Окошечко».
Удерживать губы в округлом положении, верхние и нижние зубы видны, сомкнуты. Удерживать 3-5 секунд, повторить 2 раза.
Логопед: «Посмотрел Язычок в окно, увидел, что уже вечер и пошел ложиться спать».
2. Логопед: «Сегодня мы с тобой научимся делать настоящий фокус. Я тебе положу вату на нос, если ты правильно на нее подуешь, она взлетит. Дуть нужно плавно, долго, язычок в положении чашечки. Смотри, как я делаю».
Ребенок повторяет упражнение за логопедом.
Логопед: «Молодец!».
II Основная часть занятия.
1. Логопед: «Пришло время знакомиться с нашей змейкой. Она очень любит шипеть – [ш]».
Логопед показывает ребенку символ звука [ш] – змею.
2. Логопед: «Сейчас мы с тобой поиграем с нашей змейкой. Я буду говорить звуки. Когда ты услышишь песенку змеи, подними ее вверх».
Игра «Услышь песенку змеи среди звуков».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование умения дифференцировать звук [ш] от других звуков.
Ход игры: Логопед говорит различные звуки, среди которых есть звук [ш]. Ребенок слушает логопеда. Когда прозвучит звук [ш] – песенка змеи, ребенок поднимает игрушку вверх.
Логопед: «А, О, И, У, Ш, О, Б, В, Ш, М, К, Н, Ш, Ш, А, Ш, Б, Н, В, Ш, Ш, Т, А, Ш, О, Ш, У, И, Д, Ш, Ш, П, Ш, Н, Ф, Ш».
Ребенок слушает логопеда, поднимает игрушку, когда слышит звук [ш].
Логопед: «Молодец, ты справилась с заданием!».
3. Логопед: «Задание усложняется. Теперь тебе нужно будет услышать песенку змеи в слове. Когда услышишь слово с песенкой змеи, подними игрушку вверх.
Игра «Услышь песенку змеи в словах».
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование умения слышать звук [ш] в словах.
Ход игры: Логопед говорит различные слова, в которых есть звук [ш]. Ребенок слушает логопеда. Когда прозвучит слово со звуком [ш] – песенкой змеи, ребенок поднимает игрушку вверх.
Логопед: «Шапка, машина, дом, мама, мишка, шишка, бегемот, чашка, окно, небо, кошка, мышка, вода, книга, бумага, компот, шум, кофе, банка, шуба, штаны, луна, гном, шина, шкаф».
Ребенок слушает логопеда, поднимает игрушку, когда слышит слово со звуком [ш].
Логопед: «Молодец, ты справилась с заданием!».
4. Логопед: «Посмотри, я принесла с собой баночки. Но пока я их несла, они открылись, крышки перепутались. Помоги мне найти крышку для каждой баночки».
Игра «Найди пару».
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: Логопед дает ребенку отдельно баночки и крышки от них. Ребенку нужно найти крышку к каждой баночке и закрыть ее.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: «Спасибо, ты мне очень помогла!».
III Заключительная часть.
Логопед: «Молодец, ты сегодня хорошо позанималась. Давай вспомним, чем мы с тобой сегодня занимались?»
Ребенок перечисляет упражнения, выполненные на занятии.
Логопед: «Правильно! На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!»
Ребенок прощается с логопедом.