Анастасия Котлярова
Конспект индивидуального (подгруппового) занятия «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
▼ Скачать +Заказ
Конспект индивидуального (подгруппового) занятия
Тема: "Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Цель: Освоить умение в нахождении звуков в слове, гласности, согласности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Закрепить умение делить слово на слоги.
Публикация «Конспект индивидуального (подгруппового) занятия „Волшебный сундучок Деда Грамотея“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие: Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом.
Коррекционно-воспитательные:. Воспитывать дисциплину.
Оборудование: сундук, 7 ключей, картинка мака, письмо.
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная, в парах.
Этапы занятия Виды работы на этапе Какие задачи решались в ходе выполнения заданий Деятельность воспитателя Деятельность детей Организационно-методические условия (методы и приемы)
I.
Организационный момент В группу приносят посылку и письмо. Воспитатель читает письмо детям. Мотивировать детей на предстоящую деятельность. Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
Читает письмо.
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Дети: Да.
Игровой: Сюрпризный момент.
II. Основной этап
1 Упражнение на звукопроизношение. Развитие звукопроизношения. Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
Дети: Мак.
Дети: М-м-м…
Дети: Губы
Дети: Согласный
Дети: М-аааа-к! Звук А
Дети: А-а-а…
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.
Словесные: работа над звукопроизношением, загадка.
2. Загадки. Закрепить знания детей. Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание. /
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
Дети: Радуга.
Дети: Ручки.
Дети: Гол.
Дети: Жарко.
Дети: Зверей.
Дети: Лейки.
Дети: Поможет.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ) Словесные: отгадывание загадок.
3. Деление слов на слоги. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея :
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша, Ма – ри – на, Та – ня, На – та - ша, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? ( ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик!
Дети: Аквариум.
ключ, он находится возле аквариума) (Дети достают
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приё мов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
4. Физминутка «Буратино» Отдых детей. Воспитатель: У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать. Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
5. Заштриховка букв. Отрабатывать навыки штриховки. Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
6. Дидактические игры «кто и что» Развитие познавательной деятельности. Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Игровые: Словесно дидактическая игра.
7.
Упражнение «звуки» Отработка звукопроизношения. Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» : молоко, масло, макароны, сметана, мука.
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Словесные беседа с детьми.
III Заключительная часть. Подведение итогов Оценить деятельность детей. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дед Грамотей предлагает вам нарисовать то, что вам понравилось. Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Дети: Это листочки!
Словесные: словесная оценка деятельности детей.