Ольга Соболева
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] «Путешествие в волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: 1. Закреплять навыки правильного произношения звуков
С и Ш в слогах, словах, фразах.
2. Развивать фонематические процессы.
3. Закреплять употребление предлогов на, из, в, под.
4. Упражнять в определении позиции звука в словах.
5. Учить согласовывать числительные с существительными.
6. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память,мышление.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] „Путешествие в волшебный лес“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: куст, дерево, кочки (из картона, камни (мешочки с песком, избушка, скамейка, стол, предметные картинки, предметы: сундук, машина, самовар, чашка, ложка, миска, сахарница, поднос с пирожками, сушки. Игрушки: сова, собака, кошка, петушок, змея, насос, горох и фасоль.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебному лесу. Ты готов? Тогда, в добрый путь! (звучит фонограмма «Звуки леса»).
2. Дыхательная гимнастика.
- Давай подышим чистым лесным воздухом и скажем – какой чудесный лес (на выдохе).
3. Чёткое произношение изолированных звуков С и Ш.
- Что лежит под кустом? (насос)
- Как он работает? (с-с-с)
- Где находится язычок? (за нижними зубками)
- Кто ползёт по кусту? (змея)
- Как она шипит? (ш-ш-ш)
- Где находится язычок? (за верхними зубками)
4. Проговаривание слоговых рядов.
- А ты знаешь, что лесные жители волшебного леса общаются между собой по-особенному? Рассказать как?
СА-ША-ША ШО-ШО-СО
СА-СА-ША ШО-СО-СО
СУ-ШУ-СУ ШУ-СУ-ШУ
5. Проговаривание слоговых рядов со стечением согласных.
- На пути у нас болото. Пройти его мы сможем, по кочкам, произнося: ашта-аста; ошка-оска; ушма-усма; эшпа-эспа.
6. Дифференциация звуков С и Ш в словах (по картинкам)
- А что же здесь произошло? Кто-то рассыпал картинки. Кто же это сделал? Отгадай загадки и ты узнаешь, кто рассыпал картинки.
Загадки: Кто на ёлке, на суку
Счёт ведё т: «Ку-ку, ку-ку?» (кукушка)
Выставляю картинку.
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, хвост колечком. (собака)
Выставляю картинку.
- Давай поможем кукушке и собаке разобрать картинки. Кукушке отдадим картинки, в названии которых есть звук Ш, а собаке картинки, в названии которых есть звук С.
Например, шубу я отдам мышке;
косточку отдам собаке.
Инструкция: выделять голосом звуки С и Ш.
7. Повторение чистоговорок.
- А что это? Гора камней. Надо бы их разобрать и сложить из них дорожку. Да на них что-то написано. Давай брать по одному камешку, читать, произносить правильно и выкладывать дорожку.
На камнях чистоговорки: Су-су-су – мишку видели в лесу.
Су-су-су – мышке холодно в лесу.
Со-со-со – мишка катит колесо.
Шу-шу-шу – я письмо сове пишу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.
Аш-аш- аш – под сосной стоит шалаш.
8. Составление предложений со словами, содержащими звуки С и Ш.
- А вот и лесная избушка. Вход в неё для всех открыт. Давай войдём в неё.
В избушке стоит стол, скамейка. На столе стоит самовар, сахарница, чашка с ложкой, поднос с пирожками, лежат сушки. Кошка спит на окошке. Собака ест из миски. Под столом стоит петушок. Под скамейкой стоит машина. На скамейке стоит волшебный сундучок.
- Что ты видишь в избушке? (перечисляет)
- Ты заметил, кто сидит на крыше избушки? Кто? (На крыше избушки сидит сова.)
- Кто спит на окошке?
- Где стоит машина?
- Где стоит петушок?
- Что делает собака?
- Что стоит на столе?
- Где лежит сахар?
- Что лежит на столе?
- Что лежит на подносе?
- Что стоит на скамейке? (На скамейке стоит сундучок.)
- Это не простой сундучок, а волшебный. Хочешь узнать, что там лежит? Надо его открыть. Но как? Я тебе помогу.
- На нашем сундучке кодовый замок. Его можно открыть, определив место звуков Ш и С в словах. Картинки – это шифр.
Ребёнок определяет местоположение звуков, выкладывает картинки на схемы. Сундук открывается.
- Молодец, открыл замок. Что же лежит в сундучке? (В сундучке лежит шоколад.) Забирай его.
9. Итог.
- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Тебе понравилось путешествовать по волшебному лесу?
- Какие звуки сопровождали нас в этом путешествии?
Ребё нок: ш-ш-ш; с-с-с
- Ты прошёл все испытания, которые приготовил тебе волшебный лес, но нам пора домой. Пойдём мы домой по сокращённому пути. Чтобы мы не заблудились, лесные жители выложили нам дорожку из фасоли и горошинок. Иди, собирай горошины, фасоль и сразу считай их.
- Вот мы и в детском саду. Сколько ты собрал горошинок? А фасолинок? Молодец. Наше занятие окончено.