Ольга Лапина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию;
Задачи:
• Коррекционно-образовательные:
o дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];
o сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;
o научить произносить звук [ц] изолированно.
• Коррекционно-развивающие:
o развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;
o совершенствовать умение понимать обращенную речь;
o развивать ВПФ.
• Коррекционно-воспитательные:
o повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
o поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: ватные палочки, зеркало, предметные картинки: Киска, сверчок, фишки, поезд, филин, улитка, буква Ц.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- К нам сегодня в гости пришла Киска. Она очень упрямая и совсем ничего не умеет. Она хочет посмотреть, поиграть с тобой и у тебя поучиться.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Киска тебе улыбается, и ты ей улыбнись (упражнение «Улыбка»).
(Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)
- Киска прыгнула на забор. Покажи, какой у киски забор (упражнение «Забор»).
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
(Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
- Киска хочет цыплёнка поймать, широко рот открыла. Покажи, как Киска широко рот открыла (упражнение «Птенчик»).
(Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.)
- Киска рассердилась, что не получилось птенчика поймать, спинку выгнула.
- Покажи, как киска сердится (упражнение «Сердитая киска»).
(Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)
- Давай Киску угостим блинчиком, но сначала испечём тесто. Постучим по язычку зубами : та-та-та (упражнение «Накажем непослушный язычок»).
(Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».)
- А теперь положи на нижнюю губу плоский язычок. Вот и получился блинчик (упражнение «Блинчик»).
Блинчик горячий подуй на язычок.
А теперь надо зубки почистить. Покажи Киске, как ты умеешь чистить нижние зубки (упражнение «Почистим зубки») Молодец!
3. Артикуляционная характеристика звука [Ц].
Киске очень нравится на занятии, но она еще много не знает, давай расскажем ей, что делают губы, когда произносим звук [Ц]?
- Где находится язычок?
- Какая струя воздуха идет по языку?
- Куда струя воздуха направлена?
Ц – - при произношении звука губы в улыбке;
- зубы видны, зубы сближены, но не сомкнуты;
- широкий кончик языка опущен на нижние резцы;
- посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая
ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок
воздуха.
Звук Ц – согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? (звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)
4. Постановка звука[Ц]
А) постановка звука[Ц] с механической помощью
- А теперь Киска решила с тобой в «Прятки» поиграть
- Кончик языка за нижними зубами, произносим: ттттт…., в момент произнесения нажать на кончик языка и отодвинуть слегка в глубь рта ватной палочкой «Киска спряталась»)
Б). постановка звука по подражанию
Киска устала, давай её на поезде покатаем (постановка звука [Ц] от Т+С).
- Давайте произнесем звуки [Т] и [С], четко один за другим.
- Скажи [Т], а теперь [С], ещё раз скажи.
Поезд едет быстро. Колёса стучат: тстстстстстс….
поезд остановился:ТСССССССССС.
5. Звукоподражание
- В доме за печкой живёт сверчок, каждый вечер он поёт свою песенку: Ц-Ц-Ц. Давай научим Киску слушать эту песенку.
Игра «Ловишки» хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц] :
П – Т- Ц – Ш – К –Ц –Ф – Л –М –Ц;
- А сейчас научим Киску играть в «мозаику».
- Положи столько синих фишек, сколько раз я произнесу звук [Ц] : [ Ц-Ц ], [ Ц-Ц-Ц], [Ц]
Игра в «поезд»
Поиграла Киска с фишками и поехала домой на поезде, стучат колёса: тстстстстсссссссссс.
В поезде ехали пассажиры. Кто ехал? (показать картинки: филин, Катя, улитка) поезд остановился: ТССССС. Кого не стало? (Не стало филина)
Дальше поезд поехал, стучат колёса: тстстстс…. Поезд остановился:ТССССС. Кого не стало? (Не стало улитки.)
10. Итог занятия.
- Сегодня на занятии ты не только познакомился с Киской, но еще раз поучился сам и поучил Киску произносить звук [Ц].
Ты молодец! У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!
11. Рефлексия
--Что было трудным для тебя?
- Поставь квадратик на вагончик. Выбери какого цвета квадратик ты поставишь, зеленый – у тебя все получилось, желтый – были трудности. Красный – совсем тяжело.
Ты молодец! Хорошо помог белочке и отлично выполнял задания! Я тобой очень довольна!
До свидания!