Татьяна Ярцева
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии с воспитанником 2 класса «Путешествие к царю Сезон»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии с воспитанником 2 класса «Путешествие к царю Сезон»
Задачи:
- Закрепление представлений о понятии год, времена года, месяцы.
- Развитие связной, письменной речи, активизация словаря.
- Развитие концентрации внимания, слухового восприятия, путём выполнения интересных и необычных заданий.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии с воспитанником 2 класса „Путешествие к царю Сезон“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Развитие межполушарного взаимодействия через выполнение кинезиологических упражнений.
- Развитие фонематического восприятия.
- Формирование навыков работы с деформированным текстом.
- Воспитание чувство веры в собственные силы, навыков уверенного поведения через создание ситуации успеха.
Оборудование: кроссворды, картинки предметные, карточки с текстами, буквами-прилипалами, предложениями, «Найди лишнее слово», «Отличаем похожие буквы», шифровки, мяч, панно «Вкладыши- Зима»
Ход
Организационный момент.
Учитель - логопед : Живёт –поживает на этой земле царь Сезон и правит временами года и стихиями. Как ты думаешь с каким настроением он поживает: грустным, веселым и т. д.? Ты покажешь разные настроения, а я постараюсь догадаться.
Основная часть занятия.
Учитель-логопед : Конечно, он правит временами года весело. Предлагаю тебе отправиться во владения царя Сезон. Там тебя ждут разные задания, встречи, головоломки, упражнения. Я уверена, ты справишься, потому что много занимаешься.
У царя есть четыре дочери- родные сестрицы. Все со своими талантами и способностями, а как их зовут ты узнаешь отгадав загадки и заполнив кроссворд.
Первая загадка: «Пришли теплые деньки, зазвенели ручейки. Подснежник расцветает. Когда это бывает?.»
Ребё нок: Весной. Заполняет кроссворд. (Весна).
Учитель-логопед : Вторая загадка: «Плащ золотистый она надевает, теплое лето она провожает. Птиц отправляет в дальние страны. Нам оставляет дожди и туманы».
Ребё нок: Осень. Заполняет кроссворд.
Учитель-логопед : Третья загадка: «Зеленеет все, цветет. Зреет сочный, сладкий плод. Солнце льет потоки света. Это время года?»
Ребё нок: Лето. Заполняет кроссворд.
Учитель-логопед : Четвё ртая загадка: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость людям подарила и на санках прокатила. Это какое время года?»
Ребё нок: Зима. Заполняет кроссворд.
Учитель-логопед : Молодец! А сейчас отгадав загадку, назови это что?
Ежегодно приходят к нам в гости: один серый, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет.
Заполни в кроссворде свободные клетки, записав отгадку.
Ребё нок: Это времена года.
Развитие фонематического слухового восприятия.
«Верни буквы на место»
Учитель-логопед : Самая старшая из сестёр – Зима. Любит она всё белоснежное, мягкое и пушистое. А вот характер у неё строгий. Не любит она, когда ей перечат, печей не топят, у огня не греются. Рассердится Зима, морозом так дыхнёт, что даже деревья трещат. Но мы постараемся не разозлить зиму, вернё м буквы З или С на место:
_ а_ ыпанный _ негом ле _ _ казочно кра _ ив. Ли _ а и _ оня _ пешат на _ аснеженную поляну. Ли _ а увидела _ леды _ айца.
_ оня слепила _ неговика. Вме _ то но _ а у него морковка. Пусть это будет подарком для _ айчика.
Подбор слов-признаков.
Учитель-логопед : Весна – младшая из сестёр, самая весёлая и красивая. Любит слушать журчание ручьев, звон капели, да соловьиные трели. Все наряды у неё зелёные, яркими цветами украшены. Никогда Весна не сердится, а только смеётся да людские сердца веселит. И мы порадуемся вместе с весной и назовём как можно больше подходящих слов-признаков. (Предлагаю картинки предметные)
Ребёнок подбирает по 2-3 признака, вставляя пропущенные буквы.
Облако (какое) ___
Цв…ты (какие) ___
Трава (какая) ___
Птицы (какие) ___
Д…ревья (какие) ___
Са… (какой) ___
Учитель-логопед : Здорово и с этим заданием ты успешно справился! А вот сестрица Лето любит трудиться: в поле, в саду, в огороде, куда не глянь, везде её увидишь. С косарями Лето сено косит, с комбайнёрами на жатве трудится, с трактористами землю пашет, и с весёлой ребятнёй в речке плещется. Любит Лето зелёный наряд, украшенный спелыми плодами, шляпка у неё из спелых колосьев.
Шаловливый летний ветерок разбросал слова в предложениях. Очень хочется лету, чтобы ты из слов каждой строчки составил предложения. Озаглавил полученный текст.
Ребёнок из слов каждой строчки составляет предложения.
не совсем, ещё, роса, сошла
как в серебре, листья, сверкают
бабочки, порхают, весело
деловитые, жужжат, пчёлы
Упражнение «Воздушный шар».
Учитель-логопед : Молодец! А теперь пришло время отдохнуть.
Встань, закрой глаза, руки подними вверх, набери воздух. Представь, что ты — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постой в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представь себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинай выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомни ощущения в состоянии расслабления. Молодец! Выполняем прыжки на месте. А теперь для восстановления дыхания подуем на осенние листочки, сделав глубокий вдох через нос, а выдохнув через рот.
Учитель-логопед : Сестрица Осень самая богатая из сестёр. Её закрома полны зерном, овощами и фруктами, соленьями и вареньем. Любит Осень яркие наряды, чтобы огнём горели да золотом блестели. Нарядится Осень, порадует людей красотой своего платья, а потом расплачется, в грязи измажется. Станет сыро и зябко. Умчится Осень в далёкие края. А на прощание просит тебя вставить в текст подходящие по смыслу слова.
Ребёнок вставляет в текст, подходящие по смыслу слова.
Осень.
Опадают жёлтые ___ с деревьев. Вянет. Солнышко прячется за серые. Часто моросит мелкий. А в саду еще цветут пёстрые.
Учитель-логопед : уверена, что царь Сезон порадуется за тебя. Ведь ты справился со всеми заданиями его дочерей. Но у каждой из сестёр есть по три сына. А как же звать величать сыновей зимы?
Ребё нок: У Зимы – три сына: Декабрь, Январь, Февраль.
Учитель-логопед : правильно и они такие же холодные и сердитые, как их матушка – Зима. Сами в шубы кутаются и людей заставляют. Решили сыновья матушки зимы с тобой в прятки поиграть и проверить насколько ты внимательный, а чтобы внимание было отличным, выполним несколько подготовительных упражнений массируя точку концентрации внимания.
Упражнение для развития внимания.
Учитель-логопед вместе с воспитанником выполняют упражнения: раскрываем пальцы левой руки, слегка нажимаем точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяем это 5 раз. При нажатии делаем выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делаем спокойно, не торопясь. Теперь делаем то же самое для правой руки.
Упражнения на развитие зрительного восприятия «Чего не стало» Учитель – логопед : показывает панно «Вкладыши- Зима», полностью собранное. Затем ребенок закрывает глаза. Какого то предмета не стало. Ребенок отгадывает. (Повторяем несколько раз)
Учитель – логопед : «Здорово! Молодец!». А вот Февраль своими метелями и вьюгами буквы прилепил к словам. Они никак не могут оторваться от них. Помоги разобраться о каком времени года идёт речь. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ.
Буквы-прилипалы.
Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал. Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи. Сльн мрз згн млкх зврй в нрк.
Развитие фонематического слуха
Учитель – логопед : а знаешь название весенних месяцев?
Ребё нок: это Март, Апрель, Май
Учитель-логопед : радуются весенние месяцы теплу и солнцу, землю украшают, птиц в родные края приглашают.
А мы с тобой поиграем с мячом в игру «Звуковая цепочка». Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
(Учитель-логопед называет первое слово и бросает мяч ребёнку. Далее ребёнок мяч бросает учителю-логопеду. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего. Например: весна-автобус-слон-нос-сова)
Упражнения на развитие мыслительных процессов
Учитель-логопед : сам царь Сезон просит тебя выполнить два задания: «Найди лишнее слово» и объясни, почему?
1. Храбрый, злой, смелый, отважный.
2. Синица, воробей, снегирь, ласточка
3. Иней, метель, снегопад, гроза
4. Лыжи, велосипед, санки, коньки
5. Час, минута, весна, секунда.
6. Ледяной, вьюжный, радужный, снежный
Второе задание: «Переструктирование слова»
Из букв данного слова «Размокропогодилось» составить как можно больше новых слов.
Ребё нок составляет слова: мокро, мак, роза, погода, год, дом, мок, замок, дорога и. т. д.
Отличаем похожие буквы
Учитель – логопед : а летние месяцы знаешь? Назови их.
Ребё нок: Июнь, Июль, Август
Учитель – логопед : Они трудятся рук не покладая, урожай растят, да хлеба колосят и тебя просят потрудиться и расшифровать эти глаголы. Следи за написанием букв, обозначение шифровки п-2, т-3
3о2и3ь ко23и3ь с2 е3ь 3о23а3ь ки2я3и3ь 2омни3ь 2о2и3ь.
Ребё нок используя шифровки записывает слова: топить, коптить, спеть, топтать, кипятить, помнить, попить.
Учитель – логопед : мы славно постарались для летних месяцев, глазки устали. Выполним «Круговые движения глаз».
Закрой глаза и производи ими круговые движения: налево (б) — вверх (в) — направо (г) — вниз (д, затем — в обратном направлении. (Повторяем по 5 раз в каждом направлении). Движения делаем в медленном темпе. Теперь слегка гладим подушечками пальцев веки, открываем глаза и делаем несколько быстрых мигательных движений.
Учитель – логопед : тихим шагом уходит лето, деревья обнажают свои ветви, ветер становится суровее, а воздух прозрачнее. Наступает любимая пора всех поэтов и романтиков — прекрасная, немного грустная, очаровательная осень Короче дни, а ночи все длиннее. Покрылись листья золотым румянцем. И на поляне, где трава желтеет. Царица Осень свой танцует танец. А сыновья осени, А как же их зовут?
Ребё нок: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Учитель – логопед : Они припасы на зиму готовят, урожай сохраняют, да в золото и багрянец леса одевают. Листопад на улице. И в нашем тексте неразбериха. Помоги раздели слова в предложениях, наведи порядок.
Сентябрь.
Наступилсентябрь. Ученикиселизапарты. Школьникитеперьмалогуляют. Им надоучитьуроки. Амалышицелыйденьиграютнаулице. Надворепокатепло.
Носолнышкогреетвс меньше. Наклумбахещ цветутастрыифлоксы.
Скоробудутлитьдожди.
Развитие фонематического слуха
Учитель – логопед : А ноябрь просит тебя придумать слова, содержащие звук [Р] в определё нной позиции: в середине, в конце, в начале слова
Ребё нок: жара. Звук [Р] находится в середине слова. Робот- звук Р находится в начале слова, хор – звук [Р] находится в конце слова и т. д.
Учитель – логопед : пройдут по земле четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень. Пройдут вместе с ними все двенадцать братьев-месяцев, которые нужно найти среди букв.
Ребё нок: находит и называет месяцы: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Е С А С О Ь Н О Ь
Н Т П Ь К Л Н Я Н
Т С Р Р Т А Р Б Ю
Я У Е Б Я Р Ь Е И
Б Г Л Я Н В М А Р
Р Б Ь М Б Е Б Р Т
Ь А Ь А А Ф А Ь Г
И Ю Л Й Р Ь К Е Д
Учитель-логопед : Прошли по земле времена года, вместе со своими сыновьями. Значит, ещё один год прошёл, а в следующем году всё повторится сначала.
Итог занятия.
Учитель-логопед : ты сегодня молодец, потому что старался добиться результата.
Царь Сезон желает знать :
Что тебе сегодня на занятии удалось сделать? Почему?
А что не удалось? Почему?
Он просит похвалить себя за достигнутые успехи.
Все ли тебе было понятно? Как ты работал на занятии?
Что тебе помогало?
Что мешало?
С каким настроением ты уходишь с занятия? Почему?
Учитель-логопед : Так повелось и по сей день: правят дочери царя Сезона исправно. Выходят к нам в строгой последовательности: год начинает Зима, за ней Весна, потом Лето и Осень. Живут они в мире и согласии друг с другом. И я тебе желаю жить в мире и согласии со всеми.