Шамшинова Дарья
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- совершенствовать навык выработки артикуляционной позы, необходимой для произношения звука [Ш] ;
-закреплять изолированное произношение звука [Ш];
- закреплять правильное произношения звука [Ш] в слогах;
- закреплять правильное произношения звука [Ш] в словах;
2) коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
-развивать громкость голоса, модуляции голоса по высоте;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах и словах» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику;
- формировать длительную направленную воздушную струю;
- формировать навык словоизменения;
- развивать умение подбирать рифму к слову;
- развивать внимание и память.
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию;
- воспитывать аккуратность и трудолюбие;
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование:
• игрушка «Мишутка»;
• карта с изображенным на ней клумбой, домиком, камышами, озером, магазином, школой;
• игрушка «Змейка»;
• пособие для развития дыхания «Цветок»;
• резиновые утка и утята;
• детали для строительства моста с изображением машины, шляпы, карандашей, вешалки, ромашки, игрушки, вишни и т. д. ;
• предметные картинки с изображением шубы, машинки, подушки, игрушки, лошадки, карандаша, шапочки, шарика и др.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Логопед. Здравствуй! Сегодня ты встретишься с маленьким Мишуткой. А вот и он! Мишутка отправляется в лесную школу и предлагает тебе пойти вместе с ним. Не заблудиться в лесу нам поможет карта, на которой все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?
Ребенок. Тут растут цветы.
II.Основная часть.
1. Игра «Ветерок». (Развитие целенаправленной воздушной струи.)
Логопед. Правильно, это клумба с цветами, а над цветами летают бабочки и пчелки. Когда дует сильный ветерок, бабочки садятся на цветы. Давай тоже подуем на бабочек и посмотрим, что произойдет.
Ребенок выполняет дыхательную гимнастику.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. В этом домике и живет наш Мишутка.
• Он проснулся, открыл окошко и вышел на крылечко (упражнение «Лопата»)
• Ветерок дует на Мишутку, ему стало холодно, он хочет согреться (упражнение «Погреем ладошки»)
• Зашел Мишутка домой, чтобы попить чай из чашечки. Выпил одну чашечку чая (упражнение «Чашечка», другую, третью.
• Потом поиграл немного с пушинкой (упражнение «Фокус»)
• И подошел к двери (упражнение «Парус»)
3. Уточнение артикуляции звука [Ш]. Изолированное произношение звука.
Логопед. Посмотри, кто приполз к домику?
Ребенок. К домику приползла змейка.
Логопед. Правильно. У нее есть для нас одна игра. Змейка будет начинать слово, а ты должен закончить его звуком [Ш]. Давай поиграем с ней и пошипим, как она! Но сначала нам нужно вспомнить, как же правильно и красиво произносится звук [Ш]. Как расположены губы? Правильно, Губы вытянуты вперед и округлены. А как расположен язык? Он широкий, его передняя часть поднята кверху. Какой ветерок ты чувствуешь при произнесении этого звука? Правильно, ветерок теплый. Итак, начинаем играть.
Логопед показывает и называет начало слов, изображенных на картинках, ребенок договаривает последний звук.
Мы…. ду…. камы…. малы… каранда….
Ков…. ёр… фини…. лава… ту….
4. Упражнение «Громко-тихо». (Развитие просодического компонента речи.)
Логопед. Змейке очень понравилось играть с нами, давай попрощаемся с ней и произнесем звук [Ш] громко. И еще раз. Смотри, змейка уже далеко от нас, она шипит еле слышно, очень тихо. Произнеси и ты звук [Ш] тихо, шепотом.
5. Игра «Камыши». (Закрепление навыка произношения звука [Ш] в прямых слогах, развитие темпа, развитие крупной моторики.)
Логопед. Посмотри куда ведет дорожка от дома Мишутки? Здесь камыши. Мишутка любит послушать шуршанье камышей. Послушай, а затем изобрази, как покачиваются камыши и пошурши, как они, сначала медленно, затем быстро:
Ша-ша-ша шо-шо-шо шу-шу-шу
Ши-ши-ши шэ-шэ-шэ ша-ша-шо
Шо-шо-шу шу-шу-ши ши-ши-шэ
Шэ-шэ-ши ши-ша-шо шу-шо-ша
Ребенок выполняет упражнение стоя, покачиваясь, подняв руки на верх, изображает движение камышей.
6. Игра «Утки в камышах». (Закрепление навыка произношения звука [Ш] в обратных слогах, развитие просодического компонента речи.)
Логопед. Кажется, в камышах кто-то спрятался. Смотри, да это же утка с утятами. Они испугались и захлопали крыльями. Покажи, как захлопали крыльями утята и произнеси слоги тоненьким, высоким голосом:
Аш-аш-аш Уш-уш-уш Эш-эш-эш
Ош-ош-ош Иш-иш-иш Ыш-ыш-ыш
Аш-аш-ош Ош-ош-уш Уш-уш-иш
Иш-иш-аш Аш-аш-эш иш-уш-ош
Ребенок повторяет слоги, имитирует хлопанье крыльев.
Логопед. А сейчас изобрази большую утку и произнеси слоги низким голосом.
7. Игра «Строительство моста». (Развитие фонематического восприятия.)
Логопед. Отправляемся дальше! Перед нами большое озеро. Как же нам его перейти?
Ребенок. Можно построить мост.
Логопед. Молодец! Чтобы построить мост, нам нужно выбрать картинки, в названии которых есть звук [Ш].
Логопед выкладывает перед ребенком картинки с изображением машины, дома, вешалки, прищепки, велосипеда, карандашей, стула, шляпы, ромашки, игрушки, платья, вишни.
Ребенок выбирает картинки, в названии которых есть звук [Ш] и выкладывает мостик.
8. Игра «Пройдем по мостику». (Отработка произношения звука [Ш] в словах.)
Логопед. Мишутка предлагает перейти озеро по мостику, Для этого произноси названия картинок, которые ты выбрал.
Ребенок проговаривает слова с отрабатываемым звуком
9. Игра «В магазине» (Автоматизация звука [Ш] в словах, образование множественного числа имен существительных.)
Логопед. Наша дорожка привела нас к магазину. Мишутка хочет зайти туда, чтобы купить что-то для себя и своих друзей. Подскажи, что он купил. Я начну, а ты продолжи.
Мишутка купил много ( перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машинка, подушка, игрушка, лошадка, карандаш, шапочка, шарик и др.)
10. Игра «На уроке» (Развитие чувства рифмы, автоматизация звука в словах.)
Логопед. А вот и лесная школа. На первом уроке Мишутка будет учить стихи, а чтобы ему было легче, подскажи ему последние словечки.
Рисуют дружно малыши,
У них в руках….карандаши.
Носит яркий гребешок
Наш веселый…. петушок.
Вот бежит малышка-
Серенькая….мышка.
Мама просит Машу: «Свари
Братишке….кашу».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет…уши.
III Итог занятия.
Нам пора прощаться с Мишуткой, он благодарит тебя за то, что помог ему добраться до школы! А какой звук помогал тебе на нашем занятии?
Ребенок. Звук Шшшш
Логопед. В благодарность за помощь Мишутка дарит тебе наклейки. А сейчас можешь идти играть.